Качественный анализ субтестов
Субтест 1. Осведомленность
Отнесенность заданий к разным областям знаний:
Общественно-политическая – № 2, 4, 8, 9, 11, 14, 15, 18, 20.
Научно-культурная – № 1, 3, 5, 6, 7, 10, 12, 13, 16, 17, 19.
Субтест 2. Осведомленность
Отнесенность заданий к различным областям знаний:
Общественно-политическая – № 1,2, 10, 13, 17, 20.
Научно-культурная – № 3, 4, 5,6,7,8,9, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 19.
Субтест 3. Аналогия
Отнесенность заданий к разным школьным предметам:
Литература, русский язык – № 1, 7, 11, 14, 21.
Математика, физика – № 2, 4, 12, 16, 19, 23, 25.
История – №5, 10, 13, 17, 20.
Биология – № 6, 9, 15, 24.
География № 3, 8, 18, 22.
Отнесенность заданий к различным типам логических связей:
Род-вид – №3,7, 16, 17,24.
Часть-целое – № 9, 14, 23.
Причина-следствие – № 12, 18, 20.
Противоположность – № 2, 10, 11, 22.
Порядок следования – № 13.
Рядоположность – № 5.
Функциональные отношения – № 1, 4, 6, 8, 15, 19, 21, 25.
Субтест 4. Классификация
Отнесенность заданий к разным школьным предметам:
Литература, русский язык – № 1, 5, 10, 15, 19.
Математика, физика – № 2, 8, 13, 16.
История – № 4, 9, 12, 18.
Биология – № 6, 14, 20.
География – № 3, 7, 11, 17.
Задания с абстрактными понятиями – № 12, 15, 16, 19.
Смешанные задания – № 3, 6, 7, 8, 11, 13, 18.
Задания с конкретными понятиями – № 1, 2, 4, 5, 9, 10, 14, 17, 20.
Субтест 5. Обобщение
Отнесенность заданий к разным школьным предметам:
Литература, русский язык – № 4, 11, 17.
Математика, физика – № 5, 8, 12, 16.
История – №3, 10, 14, 18.
Биология – № 2, 6, 9.
География – № 1, 7, 13, 15, 19.
Глава 11. Эмоции и чувства
§1. Значение и функции эмоций и чувств
Познавая действительность, человек так или иначе относится к окружающим его предметам или явлениям: вещам, событиям, другим людям, к своей личности. Когда наблюдаем природу, читаем книгу, слушаем музыку, ищем ответ на возникший вопрос или мечтаем о будущем, то наряду с познавательной деятельностью мы проявляем свое отношение к окружающему миру. Одни явления радуют нас, иные печалят, третьи восхищают, четвертые возмущают. Радость, печаль, возмущение, гнев – все это разные виды субъективного отношения человека к действительности, переживание им того, что на него воздействует, или чувства.
Чувство – это своеобразно переживаемое и выраженное человеком отношение к действительности, окружающему миру, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей и отличающееся относительной устойчивостью.
Человеческие чувства носят социальный характер. В их составе лежат потребности, возникающие в процессе общественного развития. Круг потребностей человека широк и разнообразен. А это, в свою очередь, вызывает многообразие его чувств. Кроме чувств ему присущи субъективные психологические состояния, отражающие отношение к окружающему миру и выражающиеся в виде непосредственных переживаний, носящих ситуативный характер и называемых эмоциями. У человека они проявляются в разнообразных эмоциональных состояниях: настроения, аффекты, страсти, стрессы и т.д.
В широком смысле слова эти два термина - «чувства» и «эмоции» - употребляются как синонимы. Если у человека есть чувства и эмоции, то у животных - только эмоции, связанные с удовлетворением или неудовлетворением их биологических потребностей: появление ярости у самца, встретившего соперника, тревоги у птиц, гнезду которых грозит опасность. Вследствие ограниченности потребностей животных, обусловленных узким кругом инстинктов (самосохранения, продолжения рода, пищевого и ориентировочного), их эмоции соответственно ограниченны и бедны.
Чувства и эмоции играют чрезвычайно важную роль в деятельности и поведении человека. Эмоции существенно влияют на ход его деятельности, они выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности и обусловливают ее динамику. Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Человеческие эмоции преобразованы социальными условиями существования, исторически обусловлены, возникли на основе совместной трудовой деятельности. Особое влияние на развитие чувств оказала возникшая потребность в общении с другими людьми.
При удовлетворении сложных социальных потребностей возникают высшие чувства. Высшие чувства человека в зависимости от направленности или содержания делятся на:
моральные – переживание человеком его отношений к другим людям, к обществу, правилам и нормам общежития (патриотизм, коллективизм, товарищество, самолюбие, собственное достоинство, сострадание, гуманность);
интеллектуальные чувства, связанные с познавательной деятельностью, – регулятор интеллектуальной активности (любознательность, любовь к знаниям, истине, удивление, сомнение);
эстетические - переживание прекрасного, возвышенного или грубого, пошлого; проявляются при восприятии произведений искусства, явлений природы, событий общественной жизни, в соответствующих их оценках, художественных вкусах. Зависят от общественно-исторических условий жизни, меняются в различные эпохи, зависят от воспитания;
практические (праксические) – чувства, связанные с деятельностью человека.
Чувства и эмоции выполняют следующие важнейшие функции.
Сигнальная функция выражается в возникновении и изменении переживаний при удовлетворении или неудовлетворении потребностей в связи с происходящими изменениями в окружающей среде иди организме. Переживания выступают в роли сигналов, информирующих человека о том, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, с какими препятствиями сталкивается, над чем надо задуматься, что нужно изменить.
Регулирующая функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, заставляют преодолевать встречающиеся препятствия.
Приспособительная функция облегчает приспособление человека к изменяющимся условиям. П.В. Симонов называл эмоции специальным нервным аппаратом, «который помогает мозгу человека действовать при недостатке точных сведений о путях и способах достижения жизненных целей» [27].
Побудительно-мобилизационная функция проявляется в том, что чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость, открывают личности предметы, отвечающие ее потребностям, побуждающие к деятельности по их удовлетворению, при этом могут открывать в ней новые возможности и способности.
Выразительная функция эмоций и чувств состоит в том, что они, отражаясь на лице, в мимике и жестах, помогают определять и оценивать состояния человека, понимать друг друга и способствуют лучшему общению и взаимодействию.
- Министерство общего и профессионального образования
- Психология человека
- Программа
- Раздел I. Введение в психологию
- Тема 1. Исторический очерк возникновения психологической науки
- Тема 2. Задачи, методы и отрасли современной психологии
- Тема 3. Психика как продукт работы мозга
- Тема 4. Развитие психики в филогенезе
- Раздел II. Личность и деятельность
- Тема 1. Психология активности
- Тема 2. Личность, ее структура и проявление
- Тема 3. Деятельность
- Раздел III. Индивидуально-типологические особенности личности
- Тема 1. Темперамент
- Тема 2. Характер
- Тема 3. Способности
- Тема 4. Эмоции
- Тема 5. Воля
- Раздел IV. Познавательная деятельность личности
- Тема 1. Внимание
- Тема 2. Ощущение
- Тема 3. Восприятие
- Тема 4. Память
- Тема 5. Мышление
- Тема 6. Речь
- Тема 7. Воображение
- Разделi. Психология как наука Глава 1. Предмет психологии §1. Понятие о психике
- §2. Становление психологии как науки
- §3. Основные направления зарубежной психологии
- §4. Развитие отечественной психологии
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Образец
- Глава 2. Физиологические основы психики
- Анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Глава 3. Развитие психики в филогенезе §1. Этапы развития психики у животных
- §2. Сознание как высшая ступень психики
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Глава 4. Современная психологическая наука
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Глава 5. Методы современной психологии
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Разделii. Личность и деятельность Глава 6. Человек как личность §1. Понятие о личности. Психологическая структура. Биологическое и социальное в личности человека
- Структура личности по к.К. Платонову [7]
- Структура личности по а.Г. Ковалеву [5]
- § 2. Активность личности, психоаналитические теории личности
- Бихевиористские теории личности
- Когнитивная теория личности
- Гуманистическая теория личности.
- Отечественные теории личности
- §3. Потребности и мотивация поведения личности
- §4. Самосознание и уровень притязании. Самооценка личности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Бланк с качествами личности по выявлению уровня самооценки
- Инструкция 1
- Инструкция 2
- Инструкция 3
- Инструкция 4
- Бланк ответов
- Ключ направленности на
- Глава 7. Психология деятельности человека §1. Понятие и строение человеческой деятельности
- §2. Умения, навыки и привычки как структурные элементы деятельности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Разделiii. Индивидуально-типологические и эмоционально-волевые особенности человека Глава 8. Темперамент §1 Темперамент и его физиологические основы
- Соотношение типов нервной системы и темперамента.
- §2. Психологическая характеристика типов темперамента
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Методика наблюдения за поведенческими реакциями*
- Шкала оценок для измерения выраженности силы и других свойств нервной системы*
- Процедура
- Тест-опросник г.Айзенка (Форма а)*
- Инструкция.
- Ключ Шкала интроверсия – экстраверсия
- Шкала эмоциональная устойчивость – неустойчивость
- Шкала скрытность – откровенность (искренность)
- Определение преобладающего типа темперамента*
- Обработка результатов
- Глава 9. Характер §1. Характер и его физиологические основы
- §2. Структура характера
- Выразительные признаки характера
- §3. Типология характеров
- Типы конституции телосложения по Ростану, Сиго, Кречмеру и Шелдону и соответствующие типы характера по э. Кречмеру
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Инструкция
- Обработка результатов
- Акцентуация характера по к.Леонгарду*
- Инструкция
- Обработка результатов
- Образец регистрационного бланка
- Глава 10. Способности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Тест для диагностики коммуникативных и организаторских способностей*
- Инструкция
- Бланк ответов
- Обработка
- Шкалы оценок
- Оценка и интерпретация результатов
- Школьный тест умственного развития (штур)*
- Время проведения субтеста
- Руководство по проведению теста
- Порядок работы
- Общая инструкция
- Обработка результатов
- Описание и примеры набора заданий № 1
- Набор заданий № 1а
- Описание и примеры набора заданий № 2
- Набор заданий № 2а
- Описание и примеры набора заданий № 3
- Набор заданий № за
- Описание и примеры набора заданий № 4
- Набор заданий № 4а
- Описание и примеры набора заданий № 5
- Набор заданий № 5a
- Описание и примеры набора заданий № 6
- Набор заданий № 6а
- Правильные ответы
- Качественный анализ субтестов
- §2. Нейрофизиологические механизмы чувств и эмоций
- §3. Психологические теории эмоций
- §4. Выразительность эмоций и чувств
- §5. Объективное выражение чувств
- §6. Формы протекания эмоций и чувств
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы.
- Изучение эмоциональной напряженности*
- Обработка результатов
- Оценочная шкала
- Опросник
- Опросник сан*
- Обработка результатов
- Код опросника
- Типовая карта методики сан
- Методика оценки настроения
- Обработка результатов
- Глава 12. Воля §7. Значение и функции воли
- §2. Физиологические механизмы воли
- § 5. Теории воли
- §4. Структура волевого действия
- I. Цель и стремление к ее достижению.
- Тип личности по волевому развитию по а.И. Высоцкому
- §5. Волевые свойства личности
- Волевые свойства личности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Анкета определения волевых качеств у учащихся 12-16 лет
- Анкета определения волевых качеств у учащихся 7-12 лет
- Анкета определения волевых качеств у учащихся 16 лет и старше и студентов
- Исследование спонтанных колебаний и продуктивности волевой регуляции внимания
- Изучение настойчивости и выдержки методом волевой регуляции физической выносливости*
- Обработка результатов:
- Изучение волевых качеств школьников методом самооценки
- Обработка результатов
- Разделiv. Познавательная деятельность человека Глава 13. Внимание §1. Понятие о внимании
- §2. Физиологические основы внимания
- §3. Виды внимания
- Виды внимания и их сравнительные характеристики
- §4. Основные свойства внимания
- Свойства внимания
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Глава 14. Ощущения §1. Общее понятие об ощущениях и их функциях
- §2. Теории ощущений
- §3. Анатомо-физиологические механизмы ощущений
- §4. Классификация и виды ощущений
- §5. Основные свойства и закономерности ощущений
- Закономерности ощущений
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Методика «определение нижнего порога зрительного ощущения»*
- Методика «тактильное ощущение (нижний порог)»*
- Методика «порог различения массы»*
- Методика «изучение зрительной темновой адаптации»
- Методика «затухание процесса возбуждения в последовательном образе»
- Методика «изучение последовательного цветового контраста»*
- Глава 15. Восприятие. §7. Восприятие как психический процесс и система перцептивных действий
- §2. Основные свойства восприятия
- §3. Классификация восприятий: восприятие пространства, времени и движения
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы.
- Восприятие длины линии*
- Восприятие времени*
- Изучение способности к целостному восприятию формы предметов и соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений
- Обработка результатов.
- Глава16. Память §1. Общее понятие о памяти
- §2. Механизмы памяти
- §3. Виды памяти
- §4. Процессы памяти
- §5. Индивидуальные различия и типы памяти
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Кратковременная память*
- Смысловая память*
- Зрительная память*
- Оперативная память*
- Зрительная оперативная и непроизвольная память*
- Процессы ретро- и проактивного торможения следов памяти*
- Ход выполнения задания:
- Память на числа*
- Глава17. Мышление §1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Мышление и чувственное познание. Единство мышления и речи
- §2. Мышление как процесс изучения наук. Формы мышления
- §3. Мыслительные операции как основные механизмы мышления
- §4. Мышление как процесс решения задач
- §5. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления
- Составляющие продуктивности ума
- Важнейшие характеристики ума
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Методика «сравнение понятий»*
- Методика «исключение понятий»*
- Анализ результатов
- Методика «выявление общих понятий»*
- Методика «анализ отношений понятий» (или «простые аналогии»)*
- Обработка результатов
- Образец бланка
- Методика «изучение быстроты мышления»*
- Обработка результатов
- Образец бланка
- Глава 18. Речь §7. Понятия языка и речи
- §2. Физиологические механизмы речи
- §3. Виды речи
- §4. Восприятие речи
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Ассоциативный эксперимент
- Свободное течение ассоциаций
- Свободная ассоциация
- Направленная ассоциация
- Эксперимент, направленный на раскрытие различной смысловой нагрузки гласных и согласных звуков в русском языке
- Глава 19. Воображение §1. Понятие о воображении, его особенности. Функции воображения
- §2. Физиологические основы процесса воображения
- §3. Приемы создания образов воображения
- §4. Виды воображения
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Городской дом
- Небольшой низкий дом
- Просторный сельский дом
- Терминологический справочник
- Содержание
- Глава 11. Эмоции и чувства 110