logo
Учебник по психологии

План-задание для самостоятельной работы

1. Для закрепления материала по теме проверьте уровень усвоения следующих понятий: адаптация, закон Вебера-Фехнера, интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения, модальность, ощущение, последовательный образ, пороги ощущения (абсолютный, разностный), сенсибилизация, синестезия, теория «специфической энергии органов чувств», чувствительность.

2. Используя указанную литературу, подготовьтесь к семинару по следующим вопросам:

а) В чем заключаются особенности ощущений как своеобразной формы психического отражения действительности и в чем проявляется взаимосвязь их с другими психическими процессами? Проиллюстрируйте свои утверждения примерами.

б) Какие были в психологии теории ощущений? Какова сущность понимания ощущений в соответствии с каждой концепцией?

в) В чем принципиальная несостоятельность закона специфических энергий органов чувств?

г) Каковы основные свойства ощущений?

д) Что такое чувствительность и как она измеряется? Какие виды чувствительности?

е) От чего зависит чувствительность человека и как она изменяется?

ж) Почему закон Фехнера называют основным психофизическим законом, в чем он заключается и какая другая количественная зависимость открыта в современной психофизике?

з) Чем отличаются явления адаптации и сенсибилизации?

3. Изобразите графически принципиальную систему устройства анализаторов как физиологической основы ощущения.

4. Каковы возможные основания для классификации ощущений? Изобразите в виде схемы или представьте в виде таблицы классификацию. Дайте письменно краткую сравнительную характеристику ощущений.

5. Определите некоторые пороги ощущений у себя и у учащихся, используя следующие методики.