logo
Учебник по психологии

План-задание для самостоятельной работы

1.Проведите самозачет (см. §1, план-задание п.1), определив следующие понятия: деятельность, действие, интериоризация, экстериоризация, навык, умение, привычка.

2. На основе анализа литературы [5; 6, с.21-37; 7, с. 73-189; 12] и своего практического опыта раскройте специфические особенности различных видов человеческой деятельности – игровой, учебной, трудовой. Подготовьтесь к выступлению на семинаре по данному вопросу.

3. Подготовьте реферат на тему «Деятельность человека и поведение животных» [7, с. 83-179; 10, T.l.c. 14-93; 11].

4. Используя рекомендуемую литературу [1; 2; 3, с.79-101, 160-170], ответьте на следующие вопросы: на каких уровнях осуществляются движения? какие компоненты движений представлены в сознании человека? чем определяется ведущий уровень построения движений?

Составьте краткую аннотацию прочитанной литературы.

5. Используя схемы и графики [4, с. 74-94], проанализируйте сущность и роль всех структурных элементов деятельности. Выделите, что в этой структуре является главным, определяющим, наиболее стабильным, а что изменчивым, зависимым от конкретных условий.

6. Проведите в группе учащихся практическую работу по выработке навыков, используя предлагаемые ниже упражнения и методики*.

* См.: Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. Л., 1990. С. 62-63.

Для анализа процесса формирования кинестезических навыков перед испытуемым выкладываются палочки (32-50 шт.) длиной 7-10 см.

Предлагается с одного раза без зрительного контроля взять 10 палочек. Задание выполняется до тех пор, пока не выработается навык. Протоколист фиксирует количество палочек, захваченных в руку при каждой попытке, и скорость движений в таблице со столбцами: 1) номер попытки, 2) количество палочек, 3) время (с).

Строится кривая выработки кинестезического навыка.

Для формирования умственных навыков Предлагается устно на основе приема вычитания числа из суммы решить следующие примеры:

157 + 99 = 256

480 + 98 = 578

262 + 99 = 361

879 + 89 = 968

160 + 93 = 253

360 + 89 = 449

265 + 85 = 350

550 + 94 = 644

(157 + 100) - 1 = 256

(480 + 100) - 2 = 578

(262 + 100) - 1 = 361

(879 + 90) - 1 = 968

(160 + 100) - 7 = 253

(360 + 90) - 1 = 449

(265 + 90) - 5 = 350

(550 + 100) - 6 = 644

Фиксируется время решения каждого примера и ошибки. На основе этих данных прослеживают процесс выработки вычислительного навыка. Сразу же после решения этих примеров испытуемому предлагают решить примеры второй группы, применяя прием прибавления числа к разности. Аналогично фиксируется время решения каждого примера и ошибки. Сравнение результатов решения примеров первой и второй группы может стать основой для характеристики интерференции навыков.

Для выяснения влияния характера упражнений на выработку навыка необходимо иметь лист бумаги в клетку, карандаш.

1 серия. Испытуемому предлагается закрыть глаза и, держа карандаш на весу, провести линию в 10 клеток. Проделать это 5 раз.

2 серия. Каждый раз после выполнения попытки экспериментатор сообщает испытуемому ошибки (больше на две клетки или меньше на одну и т.п.).

3 серия. Каждый раз после того, как закрыв глаза, испытуемый нарисует линию, ему разрешается открыть глаза, оценить сделанную ошибку и только после этого повторить попытку.

Полученные данные занесите в таблицу:

Результаты серий

1

2

3

Номер опыта

1.

2.

3.

4.

5.

Сравните результаты серий.

Для исследования скорости формирования навыка и их взаимодействия используются таблицы, предложенные К.А. Рамулем. В них беспорядочно расположены цифры от 20 до 39 (или буквы от А до Ф).

А

23 36 34 32 25

39 26 29 22 37

33 31 24 35 20

28 21 38 27 30

Б

Г С П Н Е

Ф Ж К В Т

О М Д Р Л

И Б У 3 А

В

Е Н У С Т

Т В Д Ж Ф

А Р К М О

Л 3 П Б И

Участвующие в эксперименте делятся на пары «испытуемый - экспериментатор».

Испытуемым предлагается таблица (с цифрами или буквами) и по команде экспериментатора предлагается указать как можно быстрее в таблице цифры в порядке их возрастания (или буквы в алфавитном порядке).

Фиксируется время. Делается 10 проб.

Затем предлагается другая таблица, в которой те же цифры (буквы), но расположены в другой последовательности.

Фиксируется время. Делается 5 проб.

По результатам строится график, где на оси абсцисс откладывается номер пробы, по оси ординат – время выполнения (с).

Сделайте выводы о степени выраженности переноса и интерференции при выработке навыков.

Полученные в опытах данные характеризуют индивидуальные особенности принципа формирования отдельных навыков. Обратите внимание на этапы, которые имеют место при формировании навыков, на роль упражнений.

Проследите процесс выработки учебных навыков – письма, счета, работы с текстом и т.п.