Разделiv. Познавательная деятельность человека Глава 13. Внимание §1. Понятие о внимании
На человека воздействует огромное число раздражителей. Однако доходят до сознания лишь те из них, которые наиболее значимы. Отбор существенных раздражителей носит избирательный, направленный характер и зависит от ряда условий. Основное среди них – отношение человека к выполняемой им деятельности, ее содержанию. Избирательный, направленный характер психической деятельности человека и составляет функцию внимания. В психологии под этим понятием обычно рассматривают направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других [10.С.253-258].
Согласно теоретической концепции, предложенной П.Я. Гальпериным [4, с. 33-39, 87-94], внимание следует рассматривать как своеобразную ориентировочно-исследовательскую деятельность. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание мысли, образа другого. По своим функциям внимание представляет собой контроль за этим содержанием. Однако не всякий контроль надо рассматривать как внимание, он лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению. В отличие от познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления) внимание не имеет своего особого содержания. Оно проявляется как бы внутри психических процессов и неотделимо от них, характеризуя динамику их протекания.
Внимание человека имеет социальную природу. Оно порождено трудовой деятельностью и является одной из главных психологических характеристик трудового процесса.
Каково же значение внимания в жизни человека?
Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей информации. Обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте. С вниманием связаны направленность и избирательность всех познавательных процессов. Оно всегда включено в практическую деятельность человека и представляет собой необходимое условие ее успешного протекания. Ослабление его интенсивности неизбежно приводит к снижению качественных показателей в работе. Известно, что процесс обучения не может успешно протекать без достаточной, сосредоточенности учащихся. Слушает ли ученик объяснение нового материала, продумывает ли план написания сочинения, решает ли алгебраическую задачу -нужным условием успешного выполнения любой работы является умение сосредоточиться на конкретных объектах и одновременно отвлечься от всего остального. И часто недопонимание им учебного материала, плохое запоминание, неумение выполнить домашнее задание объясняются не плохой его сообразительностью или памятью, а недостатками внимания.
Первостепенное условие успеха человека в любой деятельности – формирование внимательности как черты личности, которая проявляется в умении быть сосредоточенным, подмечать различные состояния окружающих и т.д. Учителю на уроке важно определить степень внимательности детей. Это часто можно установить по внешним признакам, таким, как мимика, разнообразные движения и т.п. Рабочая поза на уроке, выразительный живой взгляд обычно являются показателями внимания. Наоборот, «расхлябанная» поза ученика, безучастный взгляд свидетельствуют о его невнимательности. Однако следует иметь в виду, что внешние признаки внимания не всегда соответствуют действительному состоянию. Существует несколько подходов, объясняющих природу внимания. Психофизиологическая теория внимания была предложена французским психологом Т. Рибо. Он считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Особо тесную связь он усматривал между эмоциями и произвольным вниманием, полагая, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциативных с объектом внимания эмоциональных состояний. Говоря о непроизвольном внимании он писал: «Случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения» [10; С. 71-72].
Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также определенными изменениями физического и физиологического состояния организма, на основе детального и тщательного изучения этих состояний Рибо подходил к раскрытию механизмов внимания.
Состояние сосредоточенного внимания сопровождается также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями, выступают как необходимое условие поддержания внимания на данном уровне.
Двигательный эффект внимания, по мнению Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движением заключается основа произвольного внимания. Таковы основные положения материй теории внимания, предложенной Т. Рибо [10; С. 66-103]. Некоторые исследователи сводят внимание к избирательной активности личности. Это точка зрения сторонников теории установки, разрабатываемой школой Д.И. Узнадзе.
Установка, по мнению Д.И. Узнадзе, непосредственно связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с его отсутствием у человека тем не менее могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы [10, с. 261-271].
Многочисленные наблюдения за поведением животных и человека показали, что активность, носящая избирательный характер, проявляется не только в их внешних действиях, но и в готовности к действию. Установлено также, что и ответ субъекта на воздействующий на него раздражитель опосредуется активной установкой субъекта: характер ответа всегда зависит от избирательной подготовленности субъекта к конкретным воздействиям.
Приведем типичный пример избирательной готовности, называемой установкой: испытуемые, несколько раз поднимали тяжелую гирю, после этого им предложили гирю внешне такую же, но с меньшим весом. И вот рука испытуемого, готовая к поднятию определенной тяжести, невольно взлетает вверх, т.е. предшествующие опыты с тяжелой гирей создали определенную готовность, установку, через которую преломляются последующие действия с гирями. Таким образом, готовность к действию носит избирательный характер. Механизмы избирательной установки раскрыты в опытах П.К. Анохина, показавших, что в ее основе лежит опережающее возбуждение. Установка как бы ориентирует организм на будущее, прогнозирует его поведение. Субъект ожидает, что появятся те сигналы, которые соответствуют опережающему возбуждению, и из всех сигналов, которые до него реально доходят, пытается выбрать те, которые соответствуют этому ожиданию. Это «вероятностное прогнозирование» и связанная с ним подготовка к действию и есть механизм активного внимания, или, что то же самое, механизм избирательной установки.
Своеобразную теоретическую концепцию внимания предложил П.Я. Гальперин. Основные положения его концепции сводятся к следующему.
Внимание является одним из моментов ориентированной деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, имеющееся в данный момент времени в психике человека.
По своей функции внимание есть контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Контрольная рассматривается как внимание.
Деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата.
Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.
Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.
Произвольное внимание есть планомерное осуществление внимания, т.е. контроль происходит по заранее составленному плану, образцу.
Для формирования новых приемов внимания, наряду с основной деятельностью, необходимо предложить человеку задание, проверить ее ход и результат, разработать и реализовать соответствующий план.
Все активы внимания, выполняющие функцию контроля, являются результатом формирования новых умственных действий [10; с. 220-229].
Рассмотрим теперь вопрос о том, что же способствует привлечению внимания и почему одни воздействия выделяются и фиксируются сознанием, а другие до него не доходят. Обычно выделяют три группы факторов, играющих существенную роль в привлечении внимания.
Первая группа связана с характером раздражителя. Многочисленные исследования показали: для того чтобы раздражитель привлек внимание, он должен прежде всего быть достаточно сильным. Так, внезапно раздавшийся сильный шум незамедлительно привлекает его. И наоборот, из школьной практики хорошо известно, что внезапная пауза на уроке также может стать фактором привлечения внимания. Это значит, что немаловажное значение для его привлечения имеет фактор новизны, необычности, в основе которого лежит ориентировочный рефлекс. Именно на этом принципе построена психология рекламы (броско набранный текст, необычное расположение слов, букв и пр.).
Вторая группа факторов связана с определенным соотношением раздражителя и потребностей человека. Эти факторы зависят не от внешней среды, а от самого субъекта – его потребностей, интересов. Известно, что среди всех раздражителей, воздействующих на организм, прежде всего выделяются те, которые имеют отношение к роду нашей деятельности либо потребностям. Так, ученик, увлекающийся чем-то, выделяет из всей доходящей до него информации ту, которая относится к предмету его интереса.
Третьей группой факторов, играющих значимую роль в привлечении внимания, является его зависимость от структурной организации человеческой деятельности. Деятельность человека определяется потребностью и мотивом и всегда направлена на ту или иную цель. Внимание прежде всего привлечено к действию, направленному на известную цель [3; С. 205-236]. Так, часто бывает трудно воспринять беспорядочные, разбросанные раздражители. Но мы довольно легко делаем это, если они организованы в определенную структуру, что отчетливо проявляется при демонстрациях наглядных пособий на уроке. Другим примером может служить повышенное внимание оканчивающих школу к тому, что связано с выбором их будущей профессии. Таким образом, внимание определяется структурой деятельности, отражает ее течение и служит механизмом контроля.
В значительной степени внимание определяется успехом или неуспехом деятельности. Успешное окончание работы прекращает состояние внимания, наоборот, незавершенная деятельность вызывает его длительное напряжение.
- Министерство общего и профессионального образования
- Психология человека
- Программа
- Раздел I. Введение в психологию
- Тема 1. Исторический очерк возникновения психологической науки
- Тема 2. Задачи, методы и отрасли современной психологии
- Тема 3. Психика как продукт работы мозга
- Тема 4. Развитие психики в филогенезе
- Раздел II. Личность и деятельность
- Тема 1. Психология активности
- Тема 2. Личность, ее структура и проявление
- Тема 3. Деятельность
- Раздел III. Индивидуально-типологические особенности личности
- Тема 1. Темперамент
- Тема 2. Характер
- Тема 3. Способности
- Тема 4. Эмоции
- Тема 5. Воля
- Раздел IV. Познавательная деятельность личности
- Тема 1. Внимание
- Тема 2. Ощущение
- Тема 3. Восприятие
- Тема 4. Память
- Тема 5. Мышление
- Тема 6. Речь
- Тема 7. Воображение
- Разделi. Психология как наука Глава 1. Предмет психологии §1. Понятие о психике
- §2. Становление психологии как науки
- §3. Основные направления зарубежной психологии
- §4. Развитие отечественной психологии
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Образец
- Глава 2. Физиологические основы психики
- Анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Глава 3. Развитие психики в филогенезе §1. Этапы развития психики у животных
- §2. Сознание как высшая ступень психики
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Глава 4. Современная психологическая наука
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Глава 5. Методы современной психологии
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Разделii. Личность и деятельность Глава 6. Человек как личность §1. Понятие о личности. Психологическая структура. Биологическое и социальное в личности человека
- Структура личности по к.К. Платонову [7]
- Структура личности по а.Г. Ковалеву [5]
- § 2. Активность личности, психоаналитические теории личности
- Бихевиористские теории личности
- Когнитивная теория личности
- Гуманистическая теория личности.
- Отечественные теории личности
- §3. Потребности и мотивация поведения личности
- §4. Самосознание и уровень притязании. Самооценка личности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Бланк с качествами личности по выявлению уровня самооценки
- Инструкция 1
- Инструкция 2
- Инструкция 3
- Инструкция 4
- Бланк ответов
- Ключ направленности на
- Глава 7. Психология деятельности человека §1. Понятие и строение человеческой деятельности
- §2. Умения, навыки и привычки как структурные элементы деятельности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Разделiii. Индивидуально-типологические и эмоционально-волевые особенности человека Глава 8. Темперамент §1 Темперамент и его физиологические основы
- Соотношение типов нервной системы и темперамента.
- §2. Психологическая характеристика типов темперамента
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Методика наблюдения за поведенческими реакциями*
- Шкала оценок для измерения выраженности силы и других свойств нервной системы*
- Процедура
- Тест-опросник г.Айзенка (Форма а)*
- Инструкция.
- Ключ Шкала интроверсия – экстраверсия
- Шкала эмоциональная устойчивость – неустойчивость
- Шкала скрытность – откровенность (искренность)
- Определение преобладающего типа темперамента*
- Обработка результатов
- Глава 9. Характер §1. Характер и его физиологические основы
- §2. Структура характера
- Выразительные признаки характера
- §3. Типология характеров
- Типы конституции телосложения по Ростану, Сиго, Кречмеру и Шелдону и соответствующие типы характера по э. Кречмеру
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Инструкция
- Обработка результатов
- Акцентуация характера по к.Леонгарду*
- Инструкция
- Обработка результатов
- Образец регистрационного бланка
- Глава 10. Способности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Тест для диагностики коммуникативных и организаторских способностей*
- Инструкция
- Бланк ответов
- Обработка
- Шкалы оценок
- Оценка и интерпретация результатов
- Школьный тест умственного развития (штур)*
- Время проведения субтеста
- Руководство по проведению теста
- Порядок работы
- Общая инструкция
- Обработка результатов
- Описание и примеры набора заданий № 1
- Набор заданий № 1а
- Описание и примеры набора заданий № 2
- Набор заданий № 2а
- Описание и примеры набора заданий № 3
- Набор заданий № за
- Описание и примеры набора заданий № 4
- Набор заданий № 4а
- Описание и примеры набора заданий № 5
- Набор заданий № 5a
- Описание и примеры набора заданий № 6
- Набор заданий № 6а
- Правильные ответы
- Качественный анализ субтестов
- §2. Нейрофизиологические механизмы чувств и эмоций
- §3. Психологические теории эмоций
- §4. Выразительность эмоций и чувств
- §5. Объективное выражение чувств
- §6. Формы протекания эмоций и чувств
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы.
- Изучение эмоциональной напряженности*
- Обработка результатов
- Оценочная шкала
- Опросник
- Опросник сан*
- Обработка результатов
- Код опросника
- Типовая карта методики сан
- Методика оценки настроения
- Обработка результатов
- Глава 12. Воля §7. Значение и функции воли
- §2. Физиологические механизмы воли
- § 5. Теории воли
- §4. Структура волевого действия
- I. Цель и стремление к ее достижению.
- Тип личности по волевому развитию по а.И. Высоцкому
- §5. Волевые свойства личности
- Волевые свойства личности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Анкета определения волевых качеств у учащихся 12-16 лет
- Анкета определения волевых качеств у учащихся 7-12 лет
- Анкета определения волевых качеств у учащихся 16 лет и старше и студентов
- Исследование спонтанных колебаний и продуктивности волевой регуляции внимания
- Изучение настойчивости и выдержки методом волевой регуляции физической выносливости*
- Обработка результатов:
- Изучение волевых качеств школьников методом самооценки
- Обработка результатов
- Разделiv. Познавательная деятельность человека Глава 13. Внимание §1. Понятие о внимании
- §2. Физиологические основы внимания
- §3. Виды внимания
- Виды внимания и их сравнительные характеристики
- §4. Основные свойства внимания
- Свойства внимания
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Глава 14. Ощущения §1. Общее понятие об ощущениях и их функциях
- §2. Теории ощущений
- §3. Анатомо-физиологические механизмы ощущений
- §4. Классификация и виды ощущений
- §5. Основные свойства и закономерности ощущений
- Закономерности ощущений
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Методика «определение нижнего порога зрительного ощущения»*
- Методика «тактильное ощущение (нижний порог)»*
- Методика «порог различения массы»*
- Методика «изучение зрительной темновой адаптации»
- Методика «затухание процесса возбуждения в последовательном образе»
- Методика «изучение последовательного цветового контраста»*
- Глава 15. Восприятие. §7. Восприятие как психический процесс и система перцептивных действий
- §2. Основные свойства восприятия
- §3. Классификация восприятий: восприятие пространства, времени и движения
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы.
- Восприятие длины линии*
- Восприятие времени*
- Изучение способности к целостному восприятию формы предметов и соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений
- Обработка результатов.
- Глава16. Память §1. Общее понятие о памяти
- §2. Механизмы памяти
- §3. Виды памяти
- §4. Процессы памяти
- §5. Индивидуальные различия и типы памяти
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Кратковременная память*
- Смысловая память*
- Зрительная память*
- Оперативная память*
- Зрительная оперативная и непроизвольная память*
- Процессы ретро- и проактивного торможения следов памяти*
- Ход выполнения задания:
- Память на числа*
- Глава17. Мышление §1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Мышление и чувственное познание. Единство мышления и речи
- §2. Мышление как процесс изучения наук. Формы мышления
- §3. Мыслительные операции как основные механизмы мышления
- §4. Мышление как процесс решения задач
- §5. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления
- Составляющие продуктивности ума
- Важнейшие характеристики ума
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Методика «сравнение понятий»*
- Методика «исключение понятий»*
- Анализ результатов
- Методика «выявление общих понятий»*
- Методика «анализ отношений понятий» (или «простые аналогии»)*
- Обработка результатов
- Образец бланка
- Методика «изучение быстроты мышления»*
- Обработка результатов
- Образец бланка
- Глава 18. Речь §7. Понятия языка и речи
- §2. Физиологические механизмы речи
- §3. Виды речи
- §4. Восприятие речи
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Ассоциативный эксперимент
- Свободное течение ассоциаций
- Свободная ассоциация
- Направленная ассоциация
- Эксперимент, направленный на раскрытие различной смысловой нагрузки гласных и согласных звуков в русском языке
- Глава 19. Воображение §1. Понятие о воображении, его особенности. Функции воображения
- §2. Физиологические основы процесса воображения
- §3. Приемы создания образов воображения
- §4. Виды воображения
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Городской дом
- Небольшой низкий дом
- Просторный сельский дом
- Терминологический справочник
- Содержание
- Глава 11. Эмоции и чувства 110