§2. Сознание как высшая ступень психики
Качественно новым уровнем развития психики животных явилось возникновение человеческого сознания. Сознание – высший уровень отражения человеком действительности. Развитие человеческого сознания было длительным процессом, органически связанным с началом общественно-трудовой деятельности. Возникновение трудовой деятельности, основанной на употреблении орудий и первоначальном разделении труда, коренным образом изменило отношение человека к окружающей среде, что явилось основным и решающим фактором в становлении человеческого сознания. По мере развития трудовой деятельности человек, воздействуя на природу, изменяя ее, приспосабливая ее к себе и господствуя над ней, стал выделять себя из природы и осознавать свое отношение к природе и к другим людям. Через посредство своего отношения к другим людям человек стал более сознательно относиться к самому себе и своей деятельности, сама деятельность становится все более сознательной. Характерная для трудовой деятельности человека целенаправленность действия коренным образом отличает его деятельность от несознательного «инстинктивного» в своей основе поведения животных.
Каждое отдельное действие, отмечает А.Н. Леонтьев [6, с. 124-158], приобретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности, и в соответствии с взаимоотношениями, которые складываются между ними при выполнении этой деятельности. Совместная трудовая деятельность влечет за собой многие важные следствия. Осуществляясь при помощи орудий, создаваемых самим человеком, она, указывает автор, существенно меняет характер самих операций, выполняемых людьми. Таким образом, трудовая деятельность, основанная на изготовлении и употреблении орудий, – важнейшее условие возникновения человеческого сознания.
Известно, что в отличие от животных, человек не только употребляет, но и изготовляет орудия. Их изготовление в корне меняло деятельность первобытного человека и отличало ее от поведения животных. Работа по изготовлению орудий не является простой деятельностью, определяемой непосредственным биологическим мотивом, а требует наряду со знанием о выполняемой операции и знания о будущем их применении. Деятельность по изготовлению орудий приводит к коренной перестройке всей структуры поведения.
Основной предпосылкой и условием возникновения сознания явилось развитие человеческого мозга. Но сам мозг – продукт исторического развития. Трудовая деятельность способствовала лучшей координации движений, что было неразрывно связано с развитием двигательных и сенсорных областей мозга, регулирующих сложные произвольные движения. Особое развитие получают области, играющие существенную роль в высших интеллектуальных процессах. Причем преобладающее значение начинает играть левое полушарие, в котором находятся главнейшие центры высших психических функций, в частности центры речи. Так, развитие трудовой деятельности и новые функции, которые должен был принять на себя мозг человека в связи с трудом, явились важным условием становления сознания.
Вторым условием, которое способствовало формированию сознания, явилось возникновение речи (языка). Известно, что животные обладают многообразными средствами выражения своих состояний, которые воспринимаются другими животными и могут оказать существенное влияние на их поведение. Однако «язык» животных никогда не обозначает предметов, не выделяет их действий или качеств, а следовательно, и не является языком в подлинном смысле этого слова.
Возникновение языка вносит существенные изменения в сознательную деятельность человека. Первое из них состоит в том, что язык, обозначая предметы и события внешнего мира в отдельных словах или их сочетаниях, позволяет выделить эти предметы, направлять на них внимание и сохранять их в памяти, что значительно расширяет познавательные возможности человека.
Вторая принципиальная роль языка в формировании сознания заключается в том, что слова не только указывают на определенные вещи, но и абстрагируют их существенные свойства, относят воспринимаемые вещи к определенным категориям. В результате обеспечивается процесс отвлечения (абстракции) и обобщения.
Третьей существенной функцией языка в формировании сознания является то, что он не только средство общения, средство для передачи информации, но и важное орудие мышления, обеспечивающее переход отражения мира из чувственного к рациональному. В результате язык позволяет человеку лучше усвоить прошлый опыт, накопленный человечеством. Это ведет к возникновению совершенно нового типа психического развития. Сказанное дает возможность утверждать, что язык – важнейшее средство развития сознания.
Трудовая деятельность и развитие языка способствовали изменению интеллектуальной деятельности человека. Возникает подлинное мышление, существенно отличное от интеллекта животных, обеспечивающее опосредованное отражение действительности в связях и отношениях, не доступных непосредственному чувственному восприятию. Следует иметь в виду, что сознание не является чем-то неизменным, оно меняется в зависимости от конкретно-исторических общественных условий жизни людей и прежде всего от развития тех отношений, в которые вовлекается человек. В ходе исторического развития сознания перестраиваются отдельные психические процессы: восприятие, память, мышление. Существенно меняется вся деятельность людей и соответственно изменяется и тип психического отражения действительности.
Главное изменение сознания Леонтьев характеризует как изменение «значений» и «смыслов». Значение в его понимании – это то, что открывается в предмете или явлении объективно. Это – обобщение действительности, ее отражение, не зависящее от индивидуального, личностного отношения к ней человека, а выделяющее ее объективные устойчивые свойства. Этим оно отличается от смысла, выступающего, согласно Леонтьеву, «как отношение, которое создается в жизни и деятельности субъекта» [7].
Психологическая структура сознания включает следующие важнейшие характеристики. Первая его характеристика содержится в самом понятии «сознание», включающим в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания входят решающие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания ощущения и восприятия, память, воображение, мышление. С помощью ощущений и восприятий в сознании складывается чувственная картина мира. Память позволяет возобновлять в сознании образы прошлого опыта. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных и опосредованных знаний. Воображение позволяет строить модели, предвидеть будущее.
Вторая характеристика сознания – закрепленное в нем различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «Я» человека и его «не-Я». Человек единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на себя. Он производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение «Я» от «не-Я» путь, который проходит каждый человек осуществляется в процессе формирования самосознания человека.
Третья характеристика сознания обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, формирование волевых решений, вносятся необходимые коррективы и т.п. Всякое нарушение по каким-либо причинам возможности осуществлять целенаправленную деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.
Четвертая характеристика сознания – включение в его состав определенного отношения. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, в котором отражены различные отношения, в которые он вовлечен. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. При некоторых заболеваниях нарушения сознания возможно расстройство в сфере чувств и отношений.
Все отмеченные характеристики сознания формируются в речевой деятельности людей. Сознание – высший уровень психического отражения. Однако область психического шире области осознанного, кроме сознания у человека есть и бессознательное [1, 15]. Это те явления, процессы, свойства и состояния, которые возникают, но не осознаются им. Бессознательной может быть мотивация действий и поступков, совершаемых человеком. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные проприоцептивные, зрительные, слуховые ощущения. Неосознаваемые образы восприятия могут проявляться в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости. Бессознательно запомнившееся часто определяет содержание мыслей человека, объекты, на которые направлено внимание. В настоящее время вопрос об отношениях между бессознательным и сознательным остается сложным и не решается однозначно.
- Министерство общего и профессионального образования
- Психология человека
- Программа
- Раздел I. Введение в психологию
- Тема 1. Исторический очерк возникновения психологической науки
- Тема 2. Задачи, методы и отрасли современной психологии
- Тема 3. Психика как продукт работы мозга
- Тема 4. Развитие психики в филогенезе
- Раздел II. Личность и деятельность
- Тема 1. Психология активности
- Тема 2. Личность, ее структура и проявление
- Тема 3. Деятельность
- Раздел III. Индивидуально-типологические особенности личности
- Тема 1. Темперамент
- Тема 2. Характер
- Тема 3. Способности
- Тема 4. Эмоции
- Тема 5. Воля
- Раздел IV. Познавательная деятельность личности
- Тема 1. Внимание
- Тема 2. Ощущение
- Тема 3. Восприятие
- Тема 4. Память
- Тема 5. Мышление
- Тема 6. Речь
- Тема 7. Воображение
- Разделi. Психология как наука Глава 1. Предмет психологии §1. Понятие о психике
- §2. Становление психологии как науки
- §3. Основные направления зарубежной психологии
- §4. Развитие отечественной психологии
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Образец
- Глава 2. Физиологические основы психики
- Анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Глава 3. Развитие психики в филогенезе §1. Этапы развития психики у животных
- §2. Сознание как высшая ступень психики
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Глава 4. Современная психологическая наука
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Глава 5. Методы современной психологии
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Разделii. Личность и деятельность Глава 6. Человек как личность §1. Понятие о личности. Психологическая структура. Биологическое и социальное в личности человека
- Структура личности по к.К. Платонову [7]
- Структура личности по а.Г. Ковалеву [5]
- § 2. Активность личности, психоаналитические теории личности
- Бихевиористские теории личности
- Когнитивная теория личности
- Гуманистическая теория личности.
- Отечественные теории личности
- §3. Потребности и мотивация поведения личности
- §4. Самосознание и уровень притязании. Самооценка личности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Бланк с качествами личности по выявлению уровня самооценки
- Инструкция 1
- Инструкция 2
- Инструкция 3
- Инструкция 4
- Бланк ответов
- Ключ направленности на
- Глава 7. Психология деятельности человека §1. Понятие и строение человеческой деятельности
- §2. Умения, навыки и привычки как структурные элементы деятельности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Разделiii. Индивидуально-типологические и эмоционально-волевые особенности человека Глава 8. Темперамент §1 Темперамент и его физиологические основы
- Соотношение типов нервной системы и темперамента.
- §2. Психологическая характеристика типов темперамента
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Методика наблюдения за поведенческими реакциями*
- Шкала оценок для измерения выраженности силы и других свойств нервной системы*
- Процедура
- Тест-опросник г.Айзенка (Форма а)*
- Инструкция.
- Ключ Шкала интроверсия – экстраверсия
- Шкала эмоциональная устойчивость – неустойчивость
- Шкала скрытность – откровенность (искренность)
- Определение преобладающего типа темперамента*
- Обработка результатов
- Глава 9. Характер §1. Характер и его физиологические основы
- §2. Структура характера
- Выразительные признаки характера
- §3. Типология характеров
- Типы конституции телосложения по Ростану, Сиго, Кречмеру и Шелдону и соответствующие типы характера по э. Кречмеру
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Инструкция
- Обработка результатов
- Акцентуация характера по к.Леонгарду*
- Инструкция
- Обработка результатов
- Образец регистрационного бланка
- Глава 10. Способности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Тест для диагностики коммуникативных и организаторских способностей*
- Инструкция
- Бланк ответов
- Обработка
- Шкалы оценок
- Оценка и интерпретация результатов
- Школьный тест умственного развития (штур)*
- Время проведения субтеста
- Руководство по проведению теста
- Порядок работы
- Общая инструкция
- Обработка результатов
- Описание и примеры набора заданий № 1
- Набор заданий № 1а
- Описание и примеры набора заданий № 2
- Набор заданий № 2а
- Описание и примеры набора заданий № 3
- Набор заданий № за
- Описание и примеры набора заданий № 4
- Набор заданий № 4а
- Описание и примеры набора заданий № 5
- Набор заданий № 5a
- Описание и примеры набора заданий № 6
- Набор заданий № 6а
- Правильные ответы
- Качественный анализ субтестов
- §2. Нейрофизиологические механизмы чувств и эмоций
- §3. Психологические теории эмоций
- §4. Выразительность эмоций и чувств
- §5. Объективное выражение чувств
- §6. Формы протекания эмоций и чувств
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы.
- Изучение эмоциональной напряженности*
- Обработка результатов
- Оценочная шкала
- Опросник
- Опросник сан*
- Обработка результатов
- Код опросника
- Типовая карта методики сан
- Методика оценки настроения
- Обработка результатов
- Глава 12. Воля §7. Значение и функции воли
- §2. Физиологические механизмы воли
- § 5. Теории воли
- §4. Структура волевого действия
- I. Цель и стремление к ее достижению.
- Тип личности по волевому развитию по а.И. Высоцкому
- §5. Волевые свойства личности
- Волевые свойства личности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Анкета определения волевых качеств у учащихся 12-16 лет
- Анкета определения волевых качеств у учащихся 7-12 лет
- Анкета определения волевых качеств у учащихся 16 лет и старше и студентов
- Исследование спонтанных колебаний и продуктивности волевой регуляции внимания
- Изучение настойчивости и выдержки методом волевой регуляции физической выносливости*
- Обработка результатов:
- Изучение волевых качеств школьников методом самооценки
- Обработка результатов
- Разделiv. Познавательная деятельность человека Глава 13. Внимание §1. Понятие о внимании
- §2. Физиологические основы внимания
- §3. Виды внимания
- Виды внимания и их сравнительные характеристики
- §4. Основные свойства внимания
- Свойства внимания
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Глава 14. Ощущения §1. Общее понятие об ощущениях и их функциях
- §2. Теории ощущений
- §3. Анатомо-физиологические механизмы ощущений
- §4. Классификация и виды ощущений
- §5. Основные свойства и закономерности ощущений
- Закономерности ощущений
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Методика «определение нижнего порога зрительного ощущения»*
- Методика «тактильное ощущение (нижний порог)»*
- Методика «порог различения массы»*
- Методика «изучение зрительной темновой адаптации»
- Методика «затухание процесса возбуждения в последовательном образе»
- Методика «изучение последовательного цветового контраста»*
- Глава 15. Восприятие. §7. Восприятие как психический процесс и система перцептивных действий
- §2. Основные свойства восприятия
- §3. Классификация восприятий: восприятие пространства, времени и движения
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы.
- Восприятие длины линии*
- Восприятие времени*
- Изучение способности к целостному восприятию формы предметов и соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений
- Обработка результатов.
- Глава16. Память §1. Общее понятие о памяти
- §2. Механизмы памяти
- §3. Виды памяти
- §4. Процессы памяти
- §5. Индивидуальные различия и типы памяти
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Кратковременная память*
- Смысловая память*
- Зрительная память*
- Оперативная память*
- Зрительная оперативная и непроизвольная память*
- Процессы ретро- и проактивного торможения следов памяти*
- Ход выполнения задания:
- Память на числа*
- Глава17. Мышление §1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Мышление и чувственное познание. Единство мышления и речи
- §2. Мышление как процесс изучения наук. Формы мышления
- §3. Мыслительные операции как основные механизмы мышления
- §4. Мышление как процесс решения задач
- §5. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления
- Составляющие продуктивности ума
- Важнейшие характеристики ума
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Методика «сравнение понятий»*
- Методика «исключение понятий»*
- Анализ результатов
- Методика «выявление общих понятий»*
- Методика «анализ отношений понятий» (или «простые аналогии»)*
- Обработка результатов
- Образец бланка
- Методика «изучение быстроты мышления»*
- Обработка результатов
- Образец бланка
- Глава 18. Речь §7. Понятия языка и речи
- §2. Физиологические механизмы речи
- §3. Виды речи
- §4. Восприятие речи
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Ассоциативный эксперимент
- Свободное течение ассоциаций
- Свободная ассоциация
- Направленная ассоциация
- Эксперимент, направленный на раскрытие различной смысловой нагрузки гласных и согласных звуков в русском языке
- Глава 19. Воображение §1. Понятие о воображении, его особенности. Функции воображения
- §2. Физиологические основы процесса воображения
- §3. Приемы создания образов воображения
- §4. Виды воображения
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Городской дом
- Небольшой низкий дом
- Просторный сельский дом
- Терминологический справочник
- Содержание
- Глава 11. Эмоции и чувства 110