logo
Учебник по психологии

Зрительная оперативная и непроизвольная память*

* Марищук В.Л., Блудов Ю.М. и др. Методики психодиагностики в спорте. М., 1984.

Испытуемому в течение одной минуты предъявляется плакат, на котором 7 рядов по 2 числа в каждом. Кроме того, в каждой строчке имеется одно свободное место для ответа.

Рис. А. Рис. Б.

Надо суммировать в каждой строке имеющиеся числа так, чтобы запомнить, на какую величину (больше или меньше) эта сумма отличается от 10. Сохраняя в памяти каждую величину, требуется найти ответы для всех 7 строк (рис. А), и также следует запомнить место каждой разницы на плакате. Когда плакат будет убран, записать эти ответы на бланках (рис. Б).

Задание повторяется дважды по двум плакатам. Оценка выводится в условных баллах с учетом, что за правильный ответ начисляется 2 очка. Если число записано правильно, но перепутано место в строчке или правильно обозначено место, но допущена ошибка в вычислении – дается 1 очко.

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество очков

25

23-24

20-22

17-19

13-16

10-12

7-9

4-6

3

Вторая задача, решаемая с помощью этой методики, заключается в том, что после выполнения теста на оперативную память на фоне целевой установки, требующей производить вычислительные операции и запоминать только результаты вычислений, предлагается записать первый ряд чисел, обозначенных на втором плакате (что осталось в памяти). Оценка выводится по таблице.

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество правильно записанных чисел

7

6

5

4

3

3

2

1

0

Запомнившиеся числа на втором плакате (табл. 2) в 1-м ряду следует записать. Это и будет показатель непроизвольной памяти. Время – 1 мин.