Глава16. Память §1. Общее понятие о памяти
Известно, что образы внешнего мира, возникшие в коре головного мозга, бесследно не исчезают. Они оставляют определенный след, который может сохраняться в течение длительного времени, а при соответствующих условиях проявляться вновь, становясь предметом сознания. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность процесса памяти. Память значительно расширяет познавательные возможности человека, делая возможным приобретение знаний, формирование умений и навыков. Без памяти невозможно его полноценное развитие. Память – наиболее изученная сфера психической деятельности. В настоящее время ее проблеме посвящено множество исследований как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Найдено немало ценных фактов, раскрыт ряд существенных закономерностей. Изучение памяти было одним из первых разделов психологии, где был применен эксперимент. Экспериментальное ее изучение началось еще в 80-х годах, прошлого века.
Одной из первых психологических теорий памяти была ассоциативная психология (Г. Эббингауз, Г. Мюллер и др.). В основу данной теории было положено понятие ассоциации – связи между отдельными психологическими образованиями. Память в русле этой теории понимается как система устойчивых ассоциаций по смежности, сходству, контрасту. Исходя из этих положений разрабатывались новые методы ее изучения и объяснения, что позволило открыть ряд механизмов и законов памяти. Так, Г. Эббингаузом были установлены приемы заучивания, исследована длительность хранения следов, а также процесс их постепенного угасания.
Выявлению основных законов закрепления и воспроизведения следов памяти были посвящены исследования немецкого психолога Г. Мюллера. В русле этой теории была установлена зависимость между количеством запомнившихся объектов и частотой повторений, между сохранностью материала и временем, прошедшим между заучиванием и его воспроизведением.
Несостоятельность ассоциативной психологии заключалась в том, что не учитывались избирательность и целенаправленность человеческой памяти. Ассоциации, по мнению представителей этого направления, образуются на случайной основе.
В конце XIX в. на смену ассоциативной теории памяти пришла гештальттеория. Для нее исходным понятием и одновременно главным принципом, на базе которого надо объяснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их изначальная, целостная организация – гештальт. Именно законы формирования гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память. Особенно подчеркивалось значение структурирования материала, его доведение до целостного, организации в систему при запоминании и воспроизведении. Основополагающая мысль сторонников данной концепции памяти состояла в том, что и при запоминании и при воспроизведении материал обычно выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившихся на ассоциативной основе.
Взгляды сторонников бихевиоризма на проблему памяти близки к ассоцианизму. Различие между ними заключалось в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению работы памяти в процессах научения.
Исследование памяти в свете психоанализа было направлено на выяснение роли положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала. Благодаря психоанализу были обнаружены многие механизмы подсознательного забывания, связанные с мотивацией.
В начале XX в. возникает смысловая теория памяти. Утверждается, что ее процессы зависят от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры (К. Бюлнер).
Изучением памяти занимались и многие отечественные психологи: П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов и др. В теории происхождения высших психических функций Л.С. Выготским были выделены этапы фило- и онтогенетического развития памяти, особенно произвольной и непроизвольной, непосредственной и опосредованной. Ее процессы рассматриваются как неразрывно связанные с деятельностью людей, определяемые ею и вместе с тем сами представляющие собой одну из форм человеческой деятельности, которая формируется в процессе общения. Согласно деятельной теории памяти образование связей-ассоциаций между разными представителями, а также запоминание, сохранение и воспроизведение материала объясняются тем, что делает человек с этим материалом в процессе его мнемической обработки. Это убедительно доказано в исследованиях П.И. Зинченко и А.А. Смирнова [5; 10]. Испытуемым предлагалось три вида работы: подбирать к данным словам дополнительные слова на ту же букву, подбирать к ним слова, аналогичные по свойствам, и, наконец, подбирать слова, которые связаны с ними по содержанию. Эксперименты показали, что в последних двух опытах результаты оказались выше. Обусловлено это тем, что сложная интеллектуальная деятельность способствовала лучшему удержанию в памяти соответствующего материала.
Материал, который содержит незаконченные действия, запоминается лучше. Установленную закономерность следует учитывать в педагогическом процессе при постановке проблемных вопросов, проведении дискуссий и т.д.
Успешность деятельности памяти зависит также от интересов и склонностей человека, которые нередко выступают в качестве основных мотивов деятельности. Известно, что то, что интересно, всегда запоминается быстрее, прочнее и глубже. Этим объясняется довольно распространенный случай из школьной практики, когда ученик не может запомнить программный материал, но зато легко запоминает то, что представляет объект его интереса. Память зависит и от общей интеллектуальной работоспособности человека, его установок и отношения к той или иной деятельности, к тем или иным объектам. Именно цель, или предмет деятельности, вызывает у человека ориентировочную реакцию и запоминается, в то время как побочные детали, не относящиеся к предмету деятельности, часто не сохраняются в памяти. Поэтому ученик, присутствующий на диспуте по литературе и принимающий в нем участие, хорошо запоминает прежде всего собственные высказывания, несколько хуже – высказывания участников, характер их возражений, но у него совершенно не сохраняется в памяти, были ли открыты форточки, как стояли стулья, как были одеты присутствующие и т.п.
Принципиальную роль в процессах памяти играют чувства. Эмоциональная окрашенность деятельности значительно повышает запоминание. Хорошо известно, что яркие переживания детства запоминаются часто на всю жизнь. Это связано с тем, что эмоционально окрашенные впечатления вызывают повышенный ориентировочный рефлекс и протекают при более высоком тонусе коры. В психологической литературе на этот счет существуют различные взгляды. Одни исследователи утверждают, что лучше запоминается то, что вызывает приятные чувства другие придерживаются противоположной точки зрения. На память существенное влияние оказывает общее состояние человека, его физическое состояние в целом. Доказательством этого служат случаи болезненного нарушения памяти – амнезии, когда возникают кратковременные и длительные ее расстройства, которые отражают расстройства личности больного. На деятельность памяти значимое влияние оказывают волевые качества человека. К.Д. Ушинский писал, что упорное припоминание есть труд, и труд иногда нелегкий.
С развитием кибернетики, вычислительной техники и программирования стало возможным моделирование процессов памяти. Стала разрабатываться ее информационно-кибернетическая теория. Эта теория поможет более глубоко понять закономерности человеческой памяти с использованием достижений кибернетики и информатики.
- Министерство общего и профессионального образования
- Психология человека
- Программа
- Раздел I. Введение в психологию
- Тема 1. Исторический очерк возникновения психологической науки
- Тема 2. Задачи, методы и отрасли современной психологии
- Тема 3. Психика как продукт работы мозга
- Тема 4. Развитие психики в филогенезе
- Раздел II. Личность и деятельность
- Тема 1. Психология активности
- Тема 2. Личность, ее структура и проявление
- Тема 3. Деятельность
- Раздел III. Индивидуально-типологические особенности личности
- Тема 1. Темперамент
- Тема 2. Характер
- Тема 3. Способности
- Тема 4. Эмоции
- Тема 5. Воля
- Раздел IV. Познавательная деятельность личности
- Тема 1. Внимание
- Тема 2. Ощущение
- Тема 3. Восприятие
- Тема 4. Память
- Тема 5. Мышление
- Тема 6. Речь
- Тема 7. Воображение
- Разделi. Психология как наука Глава 1. Предмет психологии §1. Понятие о психике
- §2. Становление психологии как науки
- §3. Основные направления зарубежной психологии
- §4. Развитие отечественной психологии
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Образец
- Глава 2. Физиологические основы психики
- Анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Глава 3. Развитие психики в филогенезе §1. Этапы развития психики у животных
- §2. Сознание как высшая ступень психики
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Глава 4. Современная психологическая наука
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Глава 5. Методы современной психологии
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Разделii. Личность и деятельность Глава 6. Человек как личность §1. Понятие о личности. Психологическая структура. Биологическое и социальное в личности человека
- Структура личности по к.К. Платонову [7]
- Структура личности по а.Г. Ковалеву [5]
- § 2. Активность личности, психоаналитические теории личности
- Бихевиористские теории личности
- Когнитивная теория личности
- Гуманистическая теория личности.
- Отечественные теории личности
- §3. Потребности и мотивация поведения личности
- §4. Самосознание и уровень притязании. Самооценка личности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Бланк с качествами личности по выявлению уровня самооценки
- Инструкция 1
- Инструкция 2
- Инструкция 3
- Инструкция 4
- Бланк ответов
- Ключ направленности на
- Глава 7. Психология деятельности человека §1. Понятие и строение человеческой деятельности
- §2. Умения, навыки и привычки как структурные элементы деятельности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Разделiii. Индивидуально-типологические и эмоционально-волевые особенности человека Глава 8. Темперамент §1 Темперамент и его физиологические основы
- Соотношение типов нервной системы и темперамента.
- §2. Психологическая характеристика типов темперамента
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Методика наблюдения за поведенческими реакциями*
- Шкала оценок для измерения выраженности силы и других свойств нервной системы*
- Процедура
- Тест-опросник г.Айзенка (Форма а)*
- Инструкция.
- Ключ Шкала интроверсия – экстраверсия
- Шкала эмоциональная устойчивость – неустойчивость
- Шкала скрытность – откровенность (искренность)
- Определение преобладающего типа темперамента*
- Обработка результатов
- Глава 9. Характер §1. Характер и его физиологические основы
- §2. Структура характера
- Выразительные признаки характера
- §3. Типология характеров
- Типы конституции телосложения по Ростану, Сиго, Кречмеру и Шелдону и соответствующие типы характера по э. Кречмеру
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Инструкция
- Обработка результатов
- Акцентуация характера по к.Леонгарду*
- Инструкция
- Обработка результатов
- Образец регистрационного бланка
- Глава 10. Способности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Тест для диагностики коммуникативных и организаторских способностей*
- Инструкция
- Бланк ответов
- Обработка
- Шкалы оценок
- Оценка и интерпретация результатов
- Школьный тест умственного развития (штур)*
- Время проведения субтеста
- Руководство по проведению теста
- Порядок работы
- Общая инструкция
- Обработка результатов
- Описание и примеры набора заданий № 1
- Набор заданий № 1а
- Описание и примеры набора заданий № 2
- Набор заданий № 2а
- Описание и примеры набора заданий № 3
- Набор заданий № за
- Описание и примеры набора заданий № 4
- Набор заданий № 4а
- Описание и примеры набора заданий № 5
- Набор заданий № 5a
- Описание и примеры набора заданий № 6
- Набор заданий № 6а
- Правильные ответы
- Качественный анализ субтестов
- §2. Нейрофизиологические механизмы чувств и эмоций
- §3. Психологические теории эмоций
- §4. Выразительность эмоций и чувств
- §5. Объективное выражение чувств
- §6. Формы протекания эмоций и чувств
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы.
- Изучение эмоциональной напряженности*
- Обработка результатов
- Оценочная шкала
- Опросник
- Опросник сан*
- Обработка результатов
- Код опросника
- Типовая карта методики сан
- Методика оценки настроения
- Обработка результатов
- Глава 12. Воля §7. Значение и функции воли
- §2. Физиологические механизмы воли
- § 5. Теории воли
- §4. Структура волевого действия
- I. Цель и стремление к ее достижению.
- Тип личности по волевому развитию по а.И. Высоцкому
- §5. Волевые свойства личности
- Волевые свойства личности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Анкета определения волевых качеств у учащихся 12-16 лет
- Анкета определения волевых качеств у учащихся 7-12 лет
- Анкета определения волевых качеств у учащихся 16 лет и старше и студентов
- Исследование спонтанных колебаний и продуктивности волевой регуляции внимания
- Изучение настойчивости и выдержки методом волевой регуляции физической выносливости*
- Обработка результатов:
- Изучение волевых качеств школьников методом самооценки
- Обработка результатов
- Разделiv. Познавательная деятельность человека Глава 13. Внимание §1. Понятие о внимании
- §2. Физиологические основы внимания
- §3. Виды внимания
- Виды внимания и их сравнительные характеристики
- §4. Основные свойства внимания
- Свойства внимания
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Глава 14. Ощущения §1. Общее понятие об ощущениях и их функциях
- §2. Теории ощущений
- §3. Анатомо-физиологические механизмы ощущений
- §4. Классификация и виды ощущений
- §5. Основные свойства и закономерности ощущений
- Закономерности ощущений
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Методика «определение нижнего порога зрительного ощущения»*
- Методика «тактильное ощущение (нижний порог)»*
- Методика «порог различения массы»*
- Методика «изучение зрительной темновой адаптации»
- Методика «затухание процесса возбуждения в последовательном образе»
- Методика «изучение последовательного цветового контраста»*
- Глава 15. Восприятие. §7. Восприятие как психический процесс и система перцептивных действий
- §2. Основные свойства восприятия
- §3. Классификация восприятий: восприятие пространства, времени и движения
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы.
- Восприятие длины линии*
- Восприятие времени*
- Изучение способности к целостному восприятию формы предметов и соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений
- Обработка результатов.
- Глава16. Память §1. Общее понятие о памяти
- §2. Механизмы памяти
- §3. Виды памяти
- §4. Процессы памяти
- §5. Индивидуальные различия и типы памяти
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Кратковременная память*
- Смысловая память*
- Зрительная память*
- Оперативная память*
- Зрительная оперативная и непроизвольная память*
- Процессы ретро- и проактивного торможения следов памяти*
- Ход выполнения задания:
- Память на числа*
- Глава17. Мышление §1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Мышление и чувственное познание. Единство мышления и речи
- §2. Мышление как процесс изучения наук. Формы мышления
- §3. Мыслительные операции как основные механизмы мышления
- §4. Мышление как процесс решения задач
- §5. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления
- Составляющие продуктивности ума
- Важнейшие характеристики ума
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Методика «сравнение понятий»*
- Методика «исключение понятий»*
- Анализ результатов
- Методика «выявление общих понятий»*
- Методика «анализ отношений понятий» (или «простые аналогии»)*
- Обработка результатов
- Образец бланка
- Методика «изучение быстроты мышления»*
- Обработка результатов
- Образец бланка
- Глава 18. Речь §7. Понятия языка и речи
- §2. Физиологические механизмы речи
- §3. Виды речи
- §4. Восприятие речи
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Ассоциативный эксперимент
- Свободное течение ассоциаций
- Свободная ассоциация
- Направленная ассоциация
- Эксперимент, направленный на раскрытие различной смысловой нагрузки гласных и согласных звуков в русском языке
- Глава 19. Воображение §1. Понятие о воображении, его особенности. Функции воображения
- §2. Физиологические основы процесса воображения
- §3. Приемы создания образов воображения
- §4. Виды воображения
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Городской дом
- Небольшой низкий дом
- Просторный сельский дом
- Терминологический справочник
- Содержание
- Глава 11. Эмоции и чувства 110