logo
Учебник по психологии

Глава 11. Эмоции и чувства 110

§1. Значение и функции эмоций и чувств 110

§2. Нейрофизиологические механизмы чувств и эмоций 111

§3. Психологические теории эмоций 112

§4. Выразительность эмоций и чувств 114

§5. Объективное выражение чувств 114

§6. Формы протекания эмоций и чувств 115

Литература 116

План-задание для самостоятельной работы. 116

ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ* 117

ОПРОСНИК 117

Типовая карта методики САН 119

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ НАСТРОЕНИЯ 119

Глава 12. Воля 120

§7. Значение и функции воли 120

§2. Физиологические механизмы воли 121

§ 5. Теории воли 122

§4. Структура волевого действия 123

§5. Волевые свойства личности 126

Волевые свойства личности 128

Литература 128

План-задание для самостоятельной работы 129

АНКЕТА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ 7-12 ЛЕТ 130

ИЗУЧЕНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ МЕТОДОМ САМООЦЕНКИ 135

РАЗДЕЛ IV. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 136

Глава 13. Внимание 136

§1. Понятие о внимании 136

§2. Физиологические основы внимания 139

§3. Виды внимания 140

Виды внимания и их сравнительные характеристики 140

§4. Основные свойства внимания 141

Свойства внимания 142

Литература 142

План-задание для самостоятельной работы 143

Глава 14. Ощущения 144

§1. Общее понятие об ощущениях и их функциях 144

§2. Теории ощущений 145

§3. Анатомо-физиологические механизмы ощущений 147

§4. Классификация и виды ощущений 147

§5. Основные свойства и закономерности ощущений 150

Литература 152

План-задание для самостоятельной работы 153

МЕТОДИКА «ТАКТИЛЬНОЕ ОЩУЩЕНИЕ (НИЖНИЙ ПОРОГ)»* 154

МЕТОДИКА «ПОРОГ РАЗЛИЧЕНИЯ МАССЫ»* 154

МЕТОДИКА «ИЗУЧЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ТЕМНОВОЙ АДАПТАЦИИ» 154

МЕТОДИКА «ИЗУЧЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ЦВЕТОВОГО КОНТРАСТА»* 154

Глава 15. Восприятие. 155

§7. Восприятие как психический процесс и система перцептивных действий 155

§2. Основные свойства восприятия 157

§3. Классификация восприятий: восприятие пространства, времени и движения 161

Литература 167

План-задание для самостоятельной работы. 168

ВОСПРИЯТИЕ ДЛИНЫ ЛИНИИ* 168

ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ* 169

Глава 16. Память 170

§1. Общее понятие о памяти 170

§2. Механизмы памяти 172

§3. Виды памяти 173

§4. Процессы памяти 174

§5. Индивидуальные различия и типы памяти 178

Литература 178

План-задание для самостоятельной работы 179

СМЫСЛОВАЯ ПАМЯТЬ* 181

ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ* 181

ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ* 181

ЗРИТЕЛЬНАЯ ОПЕРАТИВНАЯ И НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ* 182

ПРОЦЕССЫ РЕТРО- И ПРОАКТИВНОГО ТОРМОЖЕНИЯ СЛЕДОВ ПАМЯТИ* 183

Глава 17. Мышление 183

§1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Мышление и чувственное познание. Единство мышления и речи 184

§2. Мышление как процесс изучения наук. Формы мышления 186

§3. Мыслительные операции как основные механизмы мышления 187

§4. Мышление как процесс решения задач 190

§5. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления 192

Составляющие продуктивности ума 194

Важнейшие характеристики ума 195

Литература 196

План-задание для самостоятельной работы 197

МЕТОДИКА «СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ»* 197

МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ»* 198

МЕТОДИКА «ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЩИХ ПОНЯТИЙ»* 199

МЕТОДИКА «АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЙ ПОНЯТИЙ» (ИЛИ «ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ»)* 200

МЕТОДИКА «ИЗУЧЕНИЕ БЫСТРОТЫ МЫШЛЕНИЯ»* 202

Глава 18. Речь 202

§7. Понятия языка и речи 203

§2. Физиологические механизмы речи 203

§3. Виды речи 205

§4. Восприятие речи 206

Литература 207

План-задание для самостоятельной работы 207

Свободное течение ассоциаций 209

Свободная ассоциация 209

Направленная ассоциация 209

Глава 19. Воображение 210

§1. Понятие о воображении, его особенности. Функции воображения 210

§2. Физиологические основы процесса воображения 211

§3. Приемы создания образов воображения 211

§4. Виды воображения 212

Литература 213

План-задание для самостоятельной работы 213

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК 215

Содержание 229

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 232

Учебное издание

ДОМАШЕНКО Ирина Адольфовна

РАТАНОВА Тамара Анатольевна

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

Учебник

Редакторы: Захарова Е.Б., Смольникова Е.В.

Корректор: Башлай И.М.

Верстка: Чикилевская Н.А.

ЛР № 020037 от 10.11.96 г.

Подписано в печать 18.05.99. Формат 60x90 1/8

Объем 20,8 уч.-изд.л. Заказ №1319. Тираж 2500 экз.

Отпечатано в Орехово-Зуевской типографии:

г. Орехово-Зуево, Моск. обл., ул. Дзержинского , д. 1.

233