Глава 11. Эмоции и чувства 110
§1. Значение и функции эмоций и чувств 110
§2. Нейрофизиологические механизмы чувств и эмоций 111
§3. Психологические теории эмоций 112
§4. Выразительность эмоций и чувств 114
§5. Объективное выражение чувств 114
§6. Формы протекания эмоций и чувств 115
Литература 116
План-задание для самостоятельной работы. 116
ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ* 117
ОПРОСНИК 117
Типовая карта методики САН 119
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ НАСТРОЕНИЯ 119
Глава 12. Воля 120
§7. Значение и функции воли 120
§2. Физиологические механизмы воли 121
§ 5. Теории воли 122
§4. Структура волевого действия 123
§5. Волевые свойства личности 126
Волевые свойства личности 128
Литература 128
План-задание для самостоятельной работы 129
АНКЕТА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ 7-12 ЛЕТ 130
ИЗУЧЕНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ МЕТОДОМ САМООЦЕНКИ 135
РАЗДЕЛ IV. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 136
Глава 13. Внимание 136
§1. Понятие о внимании 136
§2. Физиологические основы внимания 139
§3. Виды внимания 140
Виды внимания и их сравнительные характеристики 140
§4. Основные свойства внимания 141
Свойства внимания 142
Литература 142
План-задание для самостоятельной работы 143
Глава 14. Ощущения 144
§1. Общее понятие об ощущениях и их функциях 144
§2. Теории ощущений 145
§3. Анатомо-физиологические механизмы ощущений 147
§4. Классификация и виды ощущений 147
§5. Основные свойства и закономерности ощущений 150
Литература 152
План-задание для самостоятельной работы 153
МЕТОДИКА «ТАКТИЛЬНОЕ ОЩУЩЕНИЕ (НИЖНИЙ ПОРОГ)»* 154
МЕТОДИКА «ПОРОГ РАЗЛИЧЕНИЯ МАССЫ»* 154
МЕТОДИКА «ИЗУЧЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ТЕМНОВОЙ АДАПТАЦИИ» 154
МЕТОДИКА «ИЗУЧЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ЦВЕТОВОГО КОНТРАСТА»* 154
Глава 15. Восприятие. 155
§7. Восприятие как психический процесс и система перцептивных действий 155
§2. Основные свойства восприятия 157
§3. Классификация восприятий: восприятие пространства, времени и движения 161
Литература 167
План-задание для самостоятельной работы. 168
ВОСПРИЯТИЕ ДЛИНЫ ЛИНИИ* 168
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ* 169
Глава 16. Память 170
§1. Общее понятие о памяти 170
§2. Механизмы памяти 172
§3. Виды памяти 173
§4. Процессы памяти 174
§5. Индивидуальные различия и типы памяти 178
Литература 178
План-задание для самостоятельной работы 179
СМЫСЛОВАЯ ПАМЯТЬ* 181
ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ* 181
ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ* 181
ЗРИТЕЛЬНАЯ ОПЕРАТИВНАЯ И НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ* 182
ПРОЦЕССЫ РЕТРО- И ПРОАКТИВНОГО ТОРМОЖЕНИЯ СЛЕДОВ ПАМЯТИ* 183
Глава 17. Мышление 183
§1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Мышление и чувственное познание. Единство мышления и речи 184
§2. Мышление как процесс изучения наук. Формы мышления 186
§3. Мыслительные операции как основные механизмы мышления 187
§4. Мышление как процесс решения задач 190
§5. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления 192
Составляющие продуктивности ума 194
Важнейшие характеристики ума 195
Литература 196
План-задание для самостоятельной работы 197
МЕТОДИКА «СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ»* 197
МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ»* 198
МЕТОДИКА «ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЩИХ ПОНЯТИЙ»* 199
МЕТОДИКА «АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЙ ПОНЯТИЙ» (ИЛИ «ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ»)* 200
МЕТОДИКА «ИЗУЧЕНИЕ БЫСТРОТЫ МЫШЛЕНИЯ»* 202
Глава 18. Речь 202
§7. Понятия языка и речи 203
§2. Физиологические механизмы речи 203
§3. Виды речи 205
§4. Восприятие речи 206
Литература 207
План-задание для самостоятельной работы 207
Свободное течение ассоциаций 209
Свободная ассоциация 209
Направленная ассоциация 209
Глава 19. Воображение 210
§1. Понятие о воображении, его особенности. Функции воображения 210
§2. Физиологические основы процесса воображения 211
§3. Приемы создания образов воображения 211
§4. Виды воображения 212
Литература 213
План-задание для самостоятельной работы 213
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК 215
Содержание 229
ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 232
Учебное издание
ДОМАШЕНКО Ирина Адольфовна
РАТАНОВА Тамара Анатольевна
ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Учебник
Редакторы: Захарова Е.Б., Смольникова Е.В.
Корректор: Башлай И.М.
Верстка: Чикилевская Н.А.
ЛР № 020037 от 10.11.96 г.
Подписано в печать 18.05.99. Формат 60x90 1/8
Объем 20,8 уч.-изд.л. Заказ №1319. Тираж 2500 экз.
Отпечатано в Орехово-Зуевской типографии:
г. Орехово-Зуево, Моск. обл., ул. Дзержинского , д. 1.
- Министерство общего и профессионального образования
- Психология человека
- Программа
- Раздел I. Введение в психологию
- Тема 1. Исторический очерк возникновения психологической науки
- Тема 2. Задачи, методы и отрасли современной психологии
- Тема 3. Психика как продукт работы мозга
- Тема 4. Развитие психики в филогенезе
- Раздел II. Личность и деятельность
- Тема 1. Психология активности
- Тема 2. Личность, ее структура и проявление
- Тема 3. Деятельность
- Раздел III. Индивидуально-типологические особенности личности
- Тема 1. Темперамент
- Тема 2. Характер
- Тема 3. Способности
- Тема 4. Эмоции
- Тема 5. Воля
- Раздел IV. Познавательная деятельность личности
- Тема 1. Внимание
- Тема 2. Ощущение
- Тема 3. Восприятие
- Тема 4. Память
- Тема 5. Мышление
- Тема 6. Речь
- Тема 7. Воображение
- Разделi. Психология как наука Глава 1. Предмет психологии §1. Понятие о психике
- §2. Становление психологии как науки
- §3. Основные направления зарубежной психологии
- §4. Развитие отечественной психологии
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Образец
- Глава 2. Физиологические основы психики
- Анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Глава 3. Развитие психики в филогенезе §1. Этапы развития психики у животных
- §2. Сознание как высшая ступень психики
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Глава 4. Современная психологическая наука
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Глава 5. Методы современной психологии
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Разделii. Личность и деятельность Глава 6. Человек как личность §1. Понятие о личности. Психологическая структура. Биологическое и социальное в личности человека
- Структура личности по к.К. Платонову [7]
- Структура личности по а.Г. Ковалеву [5]
- § 2. Активность личности, психоаналитические теории личности
- Бихевиористские теории личности
- Когнитивная теория личности
- Гуманистическая теория личности.
- Отечественные теории личности
- §3. Потребности и мотивация поведения личности
- §4. Самосознание и уровень притязании. Самооценка личности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Бланк с качествами личности по выявлению уровня самооценки
- Инструкция 1
- Инструкция 2
- Инструкция 3
- Инструкция 4
- Бланк ответов
- Ключ направленности на
- Глава 7. Психология деятельности человека §1. Понятие и строение человеческой деятельности
- §2. Умения, навыки и привычки как структурные элементы деятельности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Разделiii. Индивидуально-типологические и эмоционально-волевые особенности человека Глава 8. Темперамент §1 Темперамент и его физиологические основы
- Соотношение типов нервной системы и темперамента.
- §2. Психологическая характеристика типов темперамента
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Методика наблюдения за поведенческими реакциями*
- Шкала оценок для измерения выраженности силы и других свойств нервной системы*
- Процедура
- Тест-опросник г.Айзенка (Форма а)*
- Инструкция.
- Ключ Шкала интроверсия – экстраверсия
- Шкала эмоциональная устойчивость – неустойчивость
- Шкала скрытность – откровенность (искренность)
- Определение преобладающего типа темперамента*
- Обработка результатов
- Глава 9. Характер §1. Характер и его физиологические основы
- §2. Структура характера
- Выразительные признаки характера
- §3. Типология характеров
- Типы конституции телосложения по Ростану, Сиго, Кречмеру и Шелдону и соответствующие типы характера по э. Кречмеру
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Инструкция
- Обработка результатов
- Акцентуация характера по к.Леонгарду*
- Инструкция
- Обработка результатов
- Образец регистрационного бланка
- Глава 10. Способности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Тест для диагностики коммуникативных и организаторских способностей*
- Инструкция
- Бланк ответов
- Обработка
- Шкалы оценок
- Оценка и интерпретация результатов
- Школьный тест умственного развития (штур)*
- Время проведения субтеста
- Руководство по проведению теста
- Порядок работы
- Общая инструкция
- Обработка результатов
- Описание и примеры набора заданий № 1
- Набор заданий № 1а
- Описание и примеры набора заданий № 2
- Набор заданий № 2а
- Описание и примеры набора заданий № 3
- Набор заданий № за
- Описание и примеры набора заданий № 4
- Набор заданий № 4а
- Описание и примеры набора заданий № 5
- Набор заданий № 5a
- Описание и примеры набора заданий № 6
- Набор заданий № 6а
- Правильные ответы
- Качественный анализ субтестов
- §2. Нейрофизиологические механизмы чувств и эмоций
- §3. Психологические теории эмоций
- §4. Выразительность эмоций и чувств
- §5. Объективное выражение чувств
- §6. Формы протекания эмоций и чувств
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы.
- Изучение эмоциональной напряженности*
- Обработка результатов
- Оценочная шкала
- Опросник
- Опросник сан*
- Обработка результатов
- Код опросника
- Типовая карта методики сан
- Методика оценки настроения
- Обработка результатов
- Глава 12. Воля §7. Значение и функции воли
- §2. Физиологические механизмы воли
- § 5. Теории воли
- §4. Структура волевого действия
- I. Цель и стремление к ее достижению.
- Тип личности по волевому развитию по а.И. Высоцкому
- §5. Волевые свойства личности
- Волевые свойства личности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Анкета определения волевых качеств у учащихся 12-16 лет
- Анкета определения волевых качеств у учащихся 7-12 лет
- Анкета определения волевых качеств у учащихся 16 лет и старше и студентов
- Исследование спонтанных колебаний и продуктивности волевой регуляции внимания
- Изучение настойчивости и выдержки методом волевой регуляции физической выносливости*
- Обработка результатов:
- Изучение волевых качеств школьников методом самооценки
- Обработка результатов
- Разделiv. Познавательная деятельность человека Глава 13. Внимание §1. Понятие о внимании
- §2. Физиологические основы внимания
- §3. Виды внимания
- Виды внимания и их сравнительные характеристики
- §4. Основные свойства внимания
- Свойства внимания
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Глава 14. Ощущения §1. Общее понятие об ощущениях и их функциях
- §2. Теории ощущений
- §3. Анатомо-физиологические механизмы ощущений
- §4. Классификация и виды ощущений
- §5. Основные свойства и закономерности ощущений
- Закономерности ощущений
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Методика «определение нижнего порога зрительного ощущения»*
- Методика «тактильное ощущение (нижний порог)»*
- Методика «порог различения массы»*
- Методика «изучение зрительной темновой адаптации»
- Методика «затухание процесса возбуждения в последовательном образе»
- Методика «изучение последовательного цветового контраста»*
- Глава 15. Восприятие. §7. Восприятие как психический процесс и система перцептивных действий
- §2. Основные свойства восприятия
- §3. Классификация восприятий: восприятие пространства, времени и движения
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы.
- Восприятие длины линии*
- Восприятие времени*
- Изучение способности к целостному восприятию формы предметов и соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений
- Обработка результатов.
- Глава16. Память §1. Общее понятие о памяти
- §2. Механизмы памяти
- §3. Виды памяти
- §4. Процессы памяти
- §5. Индивидуальные различия и типы памяти
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Кратковременная память*
- Смысловая память*
- Зрительная память*
- Оперативная память*
- Зрительная оперативная и непроизвольная память*
- Процессы ретро- и проактивного торможения следов памяти*
- Ход выполнения задания:
- Память на числа*
- Глава17. Мышление §1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Мышление и чувственное познание. Единство мышления и речи
- §2. Мышление как процесс изучения наук. Формы мышления
- §3. Мыслительные операции как основные механизмы мышления
- §4. Мышление как процесс решения задач
- §5. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления
- Составляющие продуктивности ума
- Важнейшие характеристики ума
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Методика «сравнение понятий»*
- Методика «исключение понятий»*
- Анализ результатов
- Методика «выявление общих понятий»*
- Методика «анализ отношений понятий» (или «простые аналогии»)*
- Обработка результатов
- Образец бланка
- Методика «изучение быстроты мышления»*
- Обработка результатов
- Образец бланка
- Глава 18. Речь §7. Понятия языка и речи
- §2. Физиологические механизмы речи
- §3. Виды речи
- §4. Восприятие речи
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Ассоциативный эксперимент
- Свободное течение ассоциаций
- Свободная ассоциация
- Направленная ассоциация
- Эксперимент, направленный на раскрытие различной смысловой нагрузки гласных и согласных звуков в русском языке
- Глава 19. Воображение §1. Понятие о воображении, его особенности. Функции воображения
- §2. Физиологические основы процесса воображения
- §3. Приемы создания образов воображения
- §4. Виды воображения
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Городской дом
- Небольшой низкий дом
- Просторный сельский дом
- Терминологический справочник
- Содержание
- Глава 11. Эмоции и чувства 110