logo
Учебник по психологии

Анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельности

Принципиальная функциональная схема анализатора представлена на рисунке 4:

Рис.4. Механизм рефлекторной дуги (1–2–3–4–5).

Механизм рефлекторного кольца (1–2–3–4–5–6–7–I):

1 – рецептор, 2 – афферентный нервный путь, 3 – центральное звено, 4 – эфферентный нервный путь, 5 – эффектор, 6-7 – канал обратной связи

В исследованиях П.К. Анохина показано, что рефлекторное кольцо и принцип корреляции являются универсальными механизмами саморегулирования всего более или менее сложного поведения животных и человека, и, чем выше уровень (развития психики, тем совершеннее этот механизм. Он вводит понятие акцептора действия, под которым понимает аппарат, принимающий обратную аффектацию и сопоставляющий ее с тем, что должно составлять конечный результат действия.

Образование акцептора действия ученый рассматривает как выражение опережающего отражения внешнего мира. В результате этого формируется возможность отражать воздействующий на организм мир с опережением того, что лишь будет в нем совершаться в последующем, т.е. с опережением только еще предстоящих явлений. Необходимым условием формирования акцептора действия является, согласно Анохину, афферентный синтез, представляющий собой обработку информации, поступающей из внешнего мира. Это открытие позволяет психологии глубже понять оценивающий результат поведения, механизмы возникновения образов воображения, творческого мышления и т.п.

Вопросы, близкие к освещаемым в работах П.К. Анохина проблемам, составили предмет исследования Н.А. Бернштейна в предлагаемом им принципе сенсорной коррекции. Сущность этого принципа заключается в том, что регулирование осуществляется на основании данных сравнения поступающей в мозг информации от проприорецепторов и программы движения. Последующие психофизиологические исследования (Е.Н. Соколов и др.) имели важное значение для понимания двигательной активности и понимания механизмов отдельных психических закономерностей.

Значительный вклад в решение соответствующих вопросов внесли отечественные нейропсихологи. Среди которых особо следует отметить исследования А.Р. Лурия, посвященные проблеме локализации психических функций. Предметом исследований, проведенных им и его сотрудниками, являются, с одной стороны, нарушения психических процессов при тех или иных локальных поражениях мозга и, с другой, восстановление нарушенных функций. Объектом изучения были самые различные функции: сенсорные, двигательные, мнемические и т.д.

Обильный материал, собранный при исследовании больных с различными мозговыми поражениями, позволил опровергнуть существующее представление о строгом закреплении локализации отдельных психических функций за определенными участками мозга. Поражение какого-либо участка мозга практически никогда не ведет к выпадению какой-либо одной изолированной психической функции, а приводит к нарушению целой группы процессов. Это дало основание говорить о наличии сложной функциональной системы, включающей различные области коры головного мозга, ствола и подкорки.

Функциональная организация человеческого мозга, по современным взглядам нейропсихологии (А.Р. Лурия), включает три основных блока: I – энергетический блок, поддерживающий тонус, необходимый для нормальной работы высших отделов коры головного мозга (расположен в верхних отделах мозгового ствола), II – блок приема, переработки и хранения информации (включает задние отделы обоих полушарий, теменные, затылочные и височные отделы коры), III - блок, обеспечивающий программирование, регуляцию и контроль деятельности (лобные отделы коры). При повреждении функций I блока внимание становится неустойчивым, появляются безразличие, сонливость. Нарушение нормальной работы II блока приводит к потере чувствительности кожной и глубокой (проприоцептивной), теряется четкость движений и т.п. Поражение III блока приводит к дефектам поведения, изменениям в сфере движений.

Локальные поражения мозга дают богатый материал для изучения отдельных зон (исследования А.Р. Лурия). Установлено, что нарушение левой височной доли нарушает слуховую память. Такой больной может хорошо ориентироваться в условиях задачи, устанавливать логические отношения, но не может использовать прошлый опыт.

При поражении теменной и затылочной долей интеллектуальная деятельность остается осмысленной, но затрудняется установление временных отношений.

При поражении лобных долей оказывается возможным выполнение отдельных логических операций, но невозможно спланировать ход решения задачи, выпадает ориентировочная основа действий.

Следует отметить и то, что в функциональной организации мозга человека и животных наблюдаются существенные различия. В то время как у животных оба полушария равноценны, у человека левое является доминирующим (как правило), а правое – подчиненным, что можно связать с ведущей ролью правой руки (у левшей это доминирование или стирается, или переходит к правому полушарию). В левом полушарии располагаются речевые центры, причастные к регулированию сложных форм поведения и деятельности. Поражение их приводит к нарушениям логико-грамматических операций (семантическая афазия) и творческих форм мышления, в то время как поражение соответствующих зон правого полушария нарушает образные компоненты восприятия и эмоциональные процессы. На основании всей совокупности накопленных наукой данных можно предполагать, что работа левого полушария мозга человека более дифференцирована по сравнению с работой правого.