logo
Учебник по психологии

Эксперимент, направленный на раскрытие различной смысловой нагрузки гласных и согласных звуков в русском языке

А. Записывается на доске: - о - о - а

Предлагается сказать, какое слово задумано экспериментатором (большинство: сорока, ворона, ворота).

Затем пишется: с - р - к -

Большинство ответов – сорока. Других слов не называют. Вывод – в русском языке носителем смысла являются согласные звуки. Выпадение гласных не затрудняет узнавание смысла слова. Из этого эксперимента следует, что во внутренней речи выпадают гласные. Этот эксперимент обосновывает требование сокращения на согласной. Каждая лишняя согласная несет дополнительный смысл, облегчающий понимание недописанного слова.

Б. Эмоционально-смысловые компоненты звуков речи*:

* Орлова Е.В. О восприятии звуков // Развитие фонетики современного русского языка. М., 1966.

1. Зачитывается следующий список слов:

терилья

щёшп

жёртус

хесуфе

тизлина

рыдумер

вумп

тибеш

тьюзгру

гувеза

лучец

гемкуп

Предлагается поставить «+» у слов, которые вызывают положительную эмоциональную оценку, и «-» у слов, вызывающих отрицательную оценку. Подсчитываются оценки по каждому слову. Слова «терилья, лучец, тизлина, тибеш» в 80% получают положительную оценку. В фонетике видят следующую причину положительной и отрицательной их оценки. Слова с ярко выраженной положительной оценкой содержат 79% высоких звуков, слова с отрицательной эмоциональной оценкой содержат 52,3% высоких звуков. Данные опыта подчеркивают сложную и самостоятельную роль речевого звука в его воздействии на людей.

2. Говорят: «Два слова «мит» и «мат» обозначают два стола – маленький и большой. Какое слово больше подходит для обозначения маленького стола и большого?»

После этого подсчитывают, кто каким словом обозначил столы. Как правило, большинство маленький стол обозначают словом «мит», большой – «мат». Полагают, что в основе связи гласной «а» с чем-то большим и широким лежит кинестезическое ощущуние от произнесения этого звука. Его произнесение требует создания широких полостей в речевом аппарате.