logo search
Учебник по психологии

Глава16. Память §1. Общее понятие о памяти

Известно, что образы внешнего мира, возникшие в коре головного мозга, бесследно не исчезают. Они оставляют определенный след, который может сохраняться в течение длительного времени, а при соответствующих условиях проявляться вновь, становясь предметом сознания. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность процесса памяти. Память значительно расширяет познавательные возможности человека, делая возможным приобретение знаний, формирование умений и навыков. Без памяти невозможно его полноценное развитие. Память – наиболее изученная сфера психической деятельности. В настоящее время ее проблеме посвящено множество исследований как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Найдено немало ценных фактов, раскрыт ряд существенных закономерностей. Изучение памяти было одним из первых разделов психологии, где был применен эксперимент. Экспериментальное ее изучение началось еще в 80-х годах, прошлого века.

Одной из первых психологических теорий памяти была ассоциативная психология (Г. Эббингауз, Г. Мюллер и др.). В основу данной теории было положено понятие ассоциации – связи между отдельными психологическими образованиями. Память в русле этой теории понимается как система устойчивых ассоциаций по смежности, сходству, контрасту. Исходя из этих положений разрабатывались новые методы ее изучения и объяснения, что позволило открыть ряд механизмов и законов памяти. Так, Г. Эббингаузом были установлены приемы заучивания, исследована длительность хранения следов, а также процесс их постепенного угасания.

Выявлению основных законов закрепления и воспроизведения следов памяти были посвящены исследования немецкого психолога Г. Мюллера. В русле этой теории была установлена зависимость между количеством запомнившихся объектов и частотой повторений, между сохранностью материала и временем, прошедшим между заучиванием и его воспроизведением.

Несостоятельность ассоциативной психологии заключалась в том, что не учитывались избирательность и целенаправленность человеческой памяти. Ассоциации, по мнению представителей этого направления, образуются на случайной основе.

В конце XIX в. на смену ассоциативной теории памяти пришла гештальттеория. Для нее исходным понятием и одновременно главным принципом, на базе которого надо объяснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их изначальная, целостная организация – гештальт. Именно законы формирования гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память. Особенно подчеркивалось значение структурирования материала, его доведение до целостного, организации в систему при запоминании и воспроизведении. Основополагающая мысль сторонников данной концепции памяти состояла в том, что и при запоминании и при воспроизведении материал обычно выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившихся на ассоциативной основе.

Взгляды сторонников бихевиоризма на проблему памяти близки к ассоцианизму. Различие между ними заключалось в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению работы памяти в процессах научения.

Исследование памяти в свете психоанализа было направлено на выяснение роли положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала. Благодаря психоанализу были обнаружены многие механизмы подсознательного забывания, связанные с мотивацией.

В начале XX в. возникает смысловая теория памяти. Утверждается, что ее процессы зависят от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры (К. Бюлнер).

Изучением памяти занимались и многие отечественные психологи: П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов и др. В теории происхождения высших психических функций Л.С. Выготским были выделены этапы фило- и онтогенетического развития памяти, особенно произвольной и непроизвольной, непосредственной и опосредованной. Ее процессы рассматриваются как неразрывно связанные с деятельностью людей, определяемые ею и вместе с тем сами представляющие собой одну из форм человеческой деятельности, которая формируется в процессе общения. Согласно деятельной теории памяти образование связей-ассоциаций между разными представителями, а также запоминание, сохранение и воспроизведение материала объясняются тем, что делает человек с этим материалом в процессе его мнемической обработки. Это убедительно доказано в исследованиях П.И. Зинченко и А.А. Смирнова [5; 10]. Испытуемым предлагалось три вида работы: подбирать к данным словам дополнительные слова на ту же букву, подбирать к ним слова, аналогичные по свойствам, и, наконец, подбирать слова, которые связаны с ними по содержанию. Эксперименты показали, что в последних двух опытах результаты оказались выше. Обусловлено это тем, что сложная интеллектуальная деятельность способствовала лучшему удержанию в памяти соответствующего материала.

Материал, который содержит незаконченные действия, запоминается лучше. Установленную закономерность следует учитывать в педагогическом процессе при постановке проблемных вопросов, проведении дискуссий и т.д.

Успешность деятельности памяти зависит также от интересов и склонностей человека, которые нередко выступают в качестве основных мотивов деятельности. Известно, что то, что интересно, всегда запоминается быстрее, прочнее и глубже. Этим объясняется довольно распространенный случай из школьной практики, когда ученик не может запомнить программный материал, но зато легко запоминает то, что представляет объект его интереса. Память зависит и от общей интеллектуальной работоспособности человека, его установок и отношения к той или иной деятельности, к тем или иным объектам. Именно цель, или предмет деятельности, вызывает у человека ориентировочную реакцию и запоминается, в то время как побочные детали, не относящиеся к предмету деятельности, часто не сохраняются в памяти. Поэтому ученик, присутствующий на диспуте по литературе и принимающий в нем участие, хорошо запоминает прежде всего собственные высказывания, несколько хуже – высказывания участников, характер их возражений, но у него совершенно не сохраняется в памяти, были ли открыты форточки, как стояли стулья, как были одеты присутствующие и т.п.

Принципиальную роль в процессах памяти играют чувства. Эмоциональная окрашенность деятельности значительно повышает запоминание. Хорошо известно, что яркие переживания детства запоминаются часто на всю жизнь. Это связано с тем, что эмоционально окрашенные впечатления вызывают повышенный ориентировочный рефлекс и протекают при более высоком тонусе коры. В психологической литературе на этот счет существуют различные взгляды. Одни исследователи утверждают, что лучше запоминается то, что вызывает приятные чувства другие придерживаются противоположной точки зрения. На память существенное влияние оказывает общее состояние человека, его физическое состояние в целом. Доказательством этого служат случаи болезненного нарушения памяти – амнезии, когда возникают кратковременные и длительные ее расстройства, которые отражают расстройства личности больного. На деятельность памяти значимое влияние оказывают волевые качества человека. К.Д. Ушинский писал, что упорное припоминание есть труд, и труд иногда нелегкий.

С развитием кибернетики, вычислительной техники и программирования стало возможным моделирование процессов памяти. Стала разрабатываться ее информационно-кибернетическая теория. Эта теория поможет более глубоко понять закономерности человеческой памяти с использованием достижений кибернетики и информатики.