logo search
Учебник по психологии

Обработка результатов

1. Измерить в миллиметрах длины отрезков и перевести графические величины в числовую форму.

2. Построить индивидуальные профили актуального (по штрихам) и желаемого (по галочкам) уровней развития волевых качеств.

3. Вычислить среднее значение по группам качеств:

а) динамические – целеустремленность, настойчивость, выдержка, смелость;

б) когнитивные – осмотрительность, взвешенность, расчетливость, рассудительность;

в) практические самостоятельность, организованность, решительность, исполнительность.

4. Вычислить сумму баллов для каждого испытуемого.

Интерпретация результатов проводится с учетом субъективности полученных данных. Выводы, полученные в ходе их анализа, должны рассматриваться в качестве гипотез, которые следует проверить и уточнить с помощью других методов.

Суммы оценочных баллов лежат в интервале от 0 до 120. Они могут отражать как мнение о сформированности волевых качеств, так и уровень притязаний испытуемого. Тем не менее высокие суммы баллов, как правило, соответствуют высокому уровню сформированности волевых качеств. Подростки, в силу высокой значимости для них, особенно для мальчиков, скорее склонны к критической недооценке своих волевых качеств, чем к переоценке. Соотношение средних показателей по группам качеств показывает относительную сформированность побудительных, ориентировочных и исполнительских компонентов волевой активности школьников. Недостаточная дифференцированность оценок может свидетельствовать как о слабом развитии волевых качеств, так и о недостаточно сформированной рефлексии, либо о том и другом вместе. Для окончательного вывода привлекаются данные, полученные другими методами.

Конфигурация индивидуального профиля не только дает наглядную картину соотношения волевых качеств, но и позволяет выделить случаи необходимости психологической коррекции, когда профиль слишком выровнен или имеет экстремально выделяющиеся оценки. Описанная процедура может быть использована при изучении волевых качеств школьника методом обобщения независимых характеристик и экспертных оценок.

5. Одним из проявлений воли человека является его выдержка. На конкретных примерах покажите: умеет ли ученик владеть собой во время урока, при выполнении трудных заданий и т.д.; является ли выдержка привычной для него или требует больших усилий? В чем наиболее ярко проявляется невыдержанность испытуемого? Что вы в своей практической работе делаете для преодоления невыдержанности учащихся и развития выдержки как волевой черты характера? Дайте рекомендации учителя в учебно-воспитательной работе.