logo search
Учебник по психологии

Шкала оценок для измерения выраженности силы и других свойств нервной системы*

* См. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М, 1982.

Инструкция: Определите по пятибалльной шкале интенсивности каждый из названных свойств поведения ученика. При оценке следует исходить из конкретных наблюдаемых форм и способов поведения.

Цифра 1 – наименьшая интенсивность данного свойства (полное отсутствие).

Цифра 5 – самая высокая интенсивность данного свойства (явное обладание этим свойством, напр., движения ученика очень энергичны).

Цифра 3 – средняя оценка, обозначает умеренную интенсивность данного свойства.

1 2 3 4 5

1 Способен ли заниматься умственной деятельностью длительное время без перерывов (напр., в течение нескольких часов)?

Поминутно прерывает работу, а если не может этого сделать, работает неудачно и совершает ошибки.

Несмотря на продолжительную работу, не испытывает никакого утомления

2. Способен ли к устойчивой концентрации внимания?

Не может сосредоточиться на выполняемой работе. Посторонние раздражители отвлекают от совершаемых действий.

Целиком поглощен выполнением действия. Ничего не замечает, кроме своего занятия.

3. Обладает ли стойкостью перед неудачами?

При неудачах перестает заниматься какой-либо деятельностью, плачет, травмируется,порицание демобилизует.

При неудачах еще больше мобилизуется, не разочаровывается, не проявляет нервозности.

4. Охотно ли выполняет ответственную работу?

Избегает ситуаций, в которых надо брать инициативу на себя, охотнее подчиняется.

Любит верховодить, берет на себя ответственность за выполняемые действия.

5. Способен ли работать в неблагоприятных условиях?

Шум, разговоры и пр. мешают работе, лучше учится в полной изоляции от окружения.

Шум или разговоры не мешают выполнять работу. В любых условиях работает успешно.

6. Отказывается ли от действий при обнаружении препятствий?

Даже небольшое препятствие вызывает отказ от дальнейшей работы. Не верит в собственные силы.

Встречающиеся препятствия не отбивают охоты к дальнейшей работе. Не теряет веры в успех.

7. Ведет ли себя так же, как обычно, в присутствии посторонних?

В присутствии посторонних смущается, избегает встреч с начальством, не любит посещений класса посторонними людьми.

Присутствие посетителей (директора) на уроке не смущает. воспринимается как естественное событие.

8. Проявляет ли нервозность перед важным заданием?

Даже будучи хорошо подготовленным, с неохотой пишет контрольные работы. Больше думает о возможной неудаче, чем о решении задачи.

Контрольные работы или экзамены не воспринимает как исключительные события. Выполняя их, ведет себя как обычно, не нервничает.

9. Охотно ли выполняет действия, требующие больших

усилий?

Избегает продолжительных, утомительных действий, гораздо больше любит выполнять легкие, не слишком захватывающие задания.

Любит полностью поглощающие его действия, требующие значительной выносливости и усилий.

10. Легко ли преодолевает временные колебания настроения и депрессию?

Легко травмируется под влиянием сильных и конфликтных ситуаций. С трудом восстанавливает душевное равновесие.

Тяжелые жизненные ситуации (болезни, семейные конфликты, смерть близких людей) не выводят из равновесия. Быстро приходит в себя.