logo search
УМК Психология личности

Психосоциальные стадии развития личности.

По мнению Эриксона, развитие личности осуществляется на протяжении всей жизни человека. Его периодизация развития личности представлена через восемь кризисных альтернативных фаз развития.

Младенчество – от рождения до 1 года. Данная стадия соответствует оральной стадии по Фрейду. В это время развитие детерминируется в основном близкими людьми, родителями, которые формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия, т.е. открытости к миру, либо настороженности, закрытости к окружающему. Младенец, имеющий базальное чувство «внутренней определенности» воспринимает социальный мир как безопасное, стабильное место, а людей как заботливых и надежных. Эриксон отмечал, что чувство доверия не зависит от количества пищи или от проявлений родительской заботы и нежности. Скорее оно связано со способностью матери передать своему ребенку чувство узнаваемости, постоянства и тождества переживаний. Эриксон также подчеркивает, что младенцы должны доверять не только внешнему миру, но также миру внутреннему, они должны научиться доверять себе и приобрести способность к тому, чтобы их органы эффективно справлялись с биологическими побуждениями. Подобное поведение можно наблюдать тогда, когда младенец может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги.

Эриксон связывает первый кризис с качеством материнского ухода за ребенком. Причиной кризиса является ненадежность матери и отвергание ее ребенком, что способствует появлению у него страха, подозрительности и опасений за свое благополучие. Данная установка направлена как на мир в целом, так и на отдельных людей, и она может проявиться на более поздних стадиях развития личности. Чувство недоверия может усилиться в ситуациях, когда родители придерживаются противоположных методов воспитания или их система ценностей находится в противоречии с общепринятой в данной культуре.

Кризис «доверия - недоверия» как и любой другой последующий кризис, не всегда находит свое разрешение в течение первой стадии развития. Хотя дилемма доверия – недоверия является центральной для младенчества, она будет проявляться и на последующих стадиях. Здоровое развитие младенца не является результатом исключительно чувства доверия, а скорее обусловлено благоприятным соотношением доверия и недоверия.

Положительное психосоциальное качество, приобретаемое в результате успешного разрешения данного кризиса, - надежда. Таким образом, доверие переходит в способность младенца надеяться, что его потребности будут удовлетворены в последующем.

Раннее детство – с 1 года до 3 лет. Этот период соответствует анальной стадии у Фрейда. В это время у детей развивается чувство автономии и самоконтроля или чувство независимости от окружающих, стыд, сомнение, унижение, в зависимости от того, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. В какой-то степени описание этой стадии у Эриксона соответствует описанию формирования новообразования «Я-Сам» в отечественной психологии. Ребенок, взаимодействуя с родителями, обнаруживает, что родительский контроль бывает разным: с одной стороны, он может проявляться как форма заботы, с другой – как деструктивная форма обуздания и мера пресечения. Ребенок также научается различать предоставление свободы типа «пусть попробует» и попустительство как деструктивную форму избавления от хлопот.

Эриксон считал, что удовлетворительное разрешение кризиса на этой стадии зависит, прежде всего, от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу. В то же время родители должны ненавязчиво ограничивать ребенка в тех сферах жизни, которые являются для него опасными. Переживание стыда ребенка Эриксон рассматривает как гнев, направленный на самого себя, когда ребенку не разрешается развивать свою автономию и самоконтроль. Стыд может проявиться если родители нетерпеливо, настойчиво и раздраженно делают для детей что-то, что они могут сделать сами, или, наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, чего они еще не в состоянии сделать сами. В результате у ребенка формируются такие черты, как приниженность, слабоволие, неуверенность в себе. Положительное психосоциальное качество, которое формируется на этой стадии, - сила воли. Сила воли, благодаря которой ребенок учится делать свободный выбор и ограничивать себя.

Возраст игры – с трех до шести лет. Этот период соответствует фаллической стадии в теории Фрейда. В это время у детей развивается либо чувство инициативы, либо чувство вины. Развитие этих чувств связано с тем насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предъявляются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение. Проявлению инициативы способствует признание родителями права ребенка на любознательность и творчество, когда они не высмеивают и не тормозят фантазию ребенка. Дети на этой стадии все больше ориентируются на цель, которая является психосоциальным качеством, приобретаемым на данной стадии. В этот период ребенок учится соотносить свои желания с нормами, принятыми в обществе, реализовать собственную активность в заданном обществом русле. Кроме того, у детей появляется дополнительная ответственность за себя и за то, что составляет их мир (например, игрушки, домашние животные, младшие братья и сестры). Успехи в освоении речи и развитие моторики дают возможность контактировать со сверстниками и более старшими детьми за пределами дома. Эго-идентичность ребенка выражается, как «Я-то, что я буду».

Эриксон разделяет мнение Фрейда о сексуальной природе этого кризиса, т.е. о сексуально-ролевой идентификации и комплексах Эдипа и Электры, но его теория охватывает более широкую социальную сферу. Появлению чувства вины способствуют родители, чрезмерно наказывающие ребенка в ответ на его потребность любить и получать любовь от родителя противоположного пола. Дети, испытывающие чувство вины, чрезмерно зависят от взрослых, являются ведомыми в группе сверстников, им не хватает целеустремленности, чтобы ставить перед собой цели и добиваться их.

Школьный возраст - с шести до двенадцати – четырнадцати лет. В течение этого периода развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности. В этот период школа, учителя и одноклассники играют доминирующую роль в формировании личности. От того, насколько успешно ребенок начинает учиться, как у него складываются отношения с учителями и как они оценивают его успехи, зависит развитие данных качеств. Этот период жизни характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине. Эго-идентичность ребенка выражается как: «Я - то, чему я научился». Чувство неполноценности формируется, когда ребенок начинает сомневаться в своих способностях или статусе в группе сверстников, а также в том случае если он обнаруживает, что его раса, пол, религия, национальность или социально-экономическое положение определяют его личностную значимость. На этой стадии формируется такая психосоциальная сила, как компетентность.

Юность с двенадцати – четырнадцати до девятнадцати – двадцати лет. Эта стадия связана с формированием эго-идентичности или неопределенности (ролевого смешения). На этой стадии главным фактором является общение со сверстниками, выбор профессии, способа достижения карьеры, т.е. фактически выбор путей построения своей дальнейшей жизни. В это время для человека большое значение имеет адекватное осознание себя, своих способностей и своего предназначения, в русле которых он строит свои ролевые отношения с окружающими. Положительные качества, связаны с успешным выходом из кризиса периода юности, - это верность, как способность быть верным своим привязанностям и обещаниям, принимать и придерживаться морали.

Ранняя зрелость- с двадцати до двадцати пяти лет. Этот период связан с развитием близких, интимных отношений с окружающими, особенно с людьми противоположного пола. У человека формируется интимность, как слияние собственной идентичности и идентичностью другого человека. При отсутствии такой связи у человека развивается чувство изоляции, которое отчуждает его от других людей. Положительное качество, которое связано с выходом из кризиса интимность – изоляция, - это любовь, как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок и ограничений.

Средняя зрелость – двадцать шесть – шестьдесят четыре года. Эта стадия связана со стремлением человека к постоянному росту, творчеству, продуктивности, либо со стремлением к постоянству, стабильности и застою. В этот период большое значение имеет работа, тот интерес который она вызывает у человека, его удовлетворенность своим статусом, воспитание детей. Желание стабильности, боязнь нового, по мнению Эриксона, останавливает процесс саморазвития и являются гибельными для личности. Если у взрослых способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии – забота, как психологическая противоположность безразличию и апатии.

Поздняя зрелость – шестьдесят пять лет и до смерти. В этот период человек пересматривает свою жизнь, подводя определенные итоги прожитым годам. В это время формируется чувство удовлетворения, осознание идентичности, целостности своей жизни, эго-интеграции. В противном случае человеком овладевает чувство отчаяния, жизнь кажется сотканной из отдельных, несвязанных между собой эпизодов и прожитой зря. Такое чувство ведет личность к невротизации. Положительное качество, формирующиеся на этой стадии, - это мудрость, благодаря которой у человека возникает чувство целостности и осмысленности своей жизни.

Оптимизм вызывает то, что каждая стадия имеет свои сильные и слабые стороны. Неудачи на одной стадии развития не обязательно обрекают человека на поражение в следующей стадии. Эриксон описывает человека постоянно эволюционизирующим и пытающимся справиться с проблемами, встающими перед ним на каждой стадии.