logo search
Учебник по психологии

§2. Психологическая характеристика типов темперамента

Для сангвиника характерна малая чувствительность, повышенная реактивность, большая импульсивность, энергичность, быстрота ума, быстрый темп речи и движений, высокая работоспособность. Чувства легко возникают и сменяются, мимика богатая, подвижная, выразительная. Сангвиник легко приспосабливается к новым условиям, быстро входит в контакт с людьми, общителен. Он жизнерадостен, охотно берется за живое дело, развивает кипучую деятельность, но может остыть, если это дело кропотливое, требующее терпения.

Положительные стороны: хорошо контактирует с людьми, деятелен, из него можно воспитать хорошего организатора, податлив к воспитанию, но в присутствии товарищей. Отрицательные стороны: неустойчивое настроение, опрометчивость решений, с трудом воспитываются волевые качества. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиника вырабатывается легкомысленное отношение и непостоянство.

Сангвиник-ученик на уроке излишне подвижен, легко отвлекается, словоохотлив, типична поспешность в выполнении заданий, мимика и речь выразительны. По отношению к нему надо чаще проявлять строгость, над ним должен быть установлен систематический контроль.

У холерика много общего с сангвиником. У него малая чувствительность, высокая реактивность, но он менее пластичен, более ригиден, медленнее перестраивается в новой деятельности, обстановке, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Это взрывная натура, отличающаяся повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью, раздражительностью. Для него характерна цикличность в активности, в смене настроения. Проявление холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами он проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. Там, где нет богатства духовной жизни, холерический темперамент часто проявляется отрицательно: в раздражительности, в аффективности.

Положительными чертами его является прямолинейность, в критические минуты - решительный напор, трудоспособность. Отрицательные черты: обижается по пустякам, возможны нервные срывы.

Педагогу следует учитывать, что для холерика нужны самовоспитание и воспитание наедине. Требуется вырабатывать тормозные механизмы, переключение внимания; опасно захваливать, так как он сам склонен переоценивать себя. Учитывая силу его нервной системы, педагог может резко воздействовать на него.

Флегматик отличается малой чувствительностью, малой реактивностью и импульсивностью, медленным протеканием психических процессов, бедной мимикой и пантомимикой. Новые формы поведения вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обычно флегматик ровен и спокоен, терпелив и выдержан, не склонен к аффектам. По выражению И.П. Павлова, «это труженик жизни». Остается спокойным в трудном жизненном положении. При наличии сильного торможения ему нетрудно придерживаться режима; солиден, не тратит напрасно сил. Рассчитав свои силы, доводит дело до конца, может выполнять дело, требующее длительного напряжения, проявляя усидчивость, устойчивое внимание и терпение. Флегматик в меру общителен, ему свойственно постоянство в отношениях, но характер недостаточно гибок. Положительные или отрицательные черты у него зависят от условий: в одних возникают положительные черты – выдержка, глубина мыслей и т.д., в других – вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

В педагогической практике необходимо учитывать инертность и малоподвижность флегматика. Он быстро теряется при ответах (поэтому не следует на него давить), не успевает за всеми, отстает в работе (давать больше времени на работу и ответ), долго вживается в коллектив.

У меланхолика самая высокая чувствительность, впечатлительность, малая реактивность и импульсивность, реакции часто не соответствуют силе раздражителя, особенно сильно у него внешнее торможение, может затормаживаться по механизму запредельного торможения. Ему трудно на чем-то сосредоточиться. Обидчив, но внутренне и внешне это мало проявляется. Мимика и пантомимика не выразительны. Меланхолик не энергичен, ригиден, очень интровертирован, быстро устает. По выражению И.П. Павлова, «явно тормозной тип». Каждое явление жизни становится для него тормозящим; ни на что хорошее он не надеется, ожидает лишь плохое и опасное, испытывает страх перед новой обстановкой, смущается при контактах с новыми людьми, отношения в коллективе налаживаются с трудом. Слабость процессов возбуждения и торможения приводит к тому, что он деятелен. В нормальных условиях жизни меланхолик – человек глубокий, содержательный, отличается большой тактичностью, может прекрасно справляться с жизненными проблемами. При неблагоприятных условиях он может превратиться в замкнутого, необщительного, боязливого, тревожного человека.

В педагогической практике у таких детей необходимо формировать уверенность в своих силах путем правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечанием «хорошо», «молодец» и т.п.), не спрашивать новый, только что усвоенный материал, осторожно оценивать их неудачи (они очень болезненно относятся к ним), стараться не отвлекать внимания, создавать спокойную обстановку и пр.

Тип высшей нервной деятельности как физиологическая основа темперамента человека относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания. Темперамент в значительной степени зависит от условий жизни, у него большая вариативность, чем у ВНД, он не жестко предопределен одним типом ВНД. Тип ВНД может давать разные свойства темперамента. Свойства темперамента, как и другие психические свойства, представляют собой некоторые потенции, проявляющиеся или нет в зависимости от ряда условий. Это ведет к тому, что люди совершенно различного темперамента могут в разных условиях проявлять очень сходные и даже тождественные психические особенности: например, сдержанность, но у одних она является проявлением слабости возбуждения (нечего сдерживать), а у других – проявлением силы торможения. И, наоборот, в одинаковых условиях люди различного темперамента могут проявлять прямо противоположные особенности.

Возможна маскировка темперамента, когда темперамент проявляется неадекватно самому себе. Он может маскироваться:

- возрастными особенностями, которые перекрывают индивидуальные качества;

- мотивами и мотивацией;

- условиями жизни и воспитанием;

- ситуацией (болезнь, конфликты, существенные события жизни).

Темперамент не характеризует содержательную сторону личности (направленность мотивационной сферы, ценностные ориентации, мировоззрение) и не определяет непосредственно содержательные черты личности. Однако его свойства могут как благоприятствовать, так и противодействовать формированию определенных черт личности.

Особенности свойств нервной системы, типа ВНД и темперамента человека выступают не в эффективности, а в своеобразии способов деятельности. Имеется много исследований, показывающих разный стиль деятельности, проявляющийся в учебной, профессионально-трудовой деятельности, а также в поведении при напряженных и стрессовых ситуациях [4; 15 и др.].

Под индивидуальным стилем понимается система операций деятельности, значимо связанная с определенными нейро- и психодинамическими свойствам и наиболее эффективная для достижения объективно ценного результата.

С одной стороны, он основывается на максимальном использовании человеком положительных сторон свойств нервной системы, а также задатков и способностей, а с другой, на выработке и применении специальных приемов, компенсирующих недостатки индивидуальных свойств нервной системы человека.

Рис. 5. Два основных измерения личности (по Айзенку)

Рис.6. Типы темперамента: реакции людей с различным темпераментом на смятую шляпу

Изучение темперамента в современной отечественной психологии проводится В.М. Русаловым на основе новой концепции свойств нервной системы, которая позволяет дать новую трактовку свойств темперамента*. Она заключается в следующем [12, с. 335-336]. Исходя из теории функциональной системы П.К. Анохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза), программирования (принятия решений, исполнения и обратной связи), В.М. Русалов выделил четыре связанных с ними свойства темперамента, отвечающих за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия, с его акцептором. В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров – активности и чувствительности - включает уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению ученого, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они, в свою очередь, понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

* См.: Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психологический журнал. 1989. Т.Ю. №1.

По мнению В.М. Русалова, темперамент -- это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора, представляют собой «системное обобщение» первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств человека, которые «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств» [см. там же, с. 12].