logo search
УМК Психология личности

Учение об идентичности.

Эриксон придавал важное значение подростковому возрасту. Это наиболее разработанная часть его теории, в которой изучены предпосылки и последствия формирования идентичности у подростков.

В социальном и эмоциональном отношении созревание подростков заключают в себя новые пути оценки мира и своего отношения к нему. Они могут придумывать идеальные семьи, религии, философские системы, общественные устройства, а потом сравнивать и сопоставлять задуманное с весьма несовершенными личностями и организациями, знание о которых они почерпнули из собственно ограниченного опыта. Поэтому размывание идеалов является следствием того, что подросток не может принять ценности и идеологию, носителями которой выступают церковь, родители и другие источники авторитета. Подростки, страдающие от расплывчатости своей идентичности, никогда не пересматривают своих прошлых представлений о себе и о мире, а также не могут принять решение, ведущее к более широкому взгляду на жизнь. Таким образом, кризис идентичности становится психосоциальной проблемой, требующей немедленного разрешения. Согласно Эриксону, основа для благополучной юности и достижения интегрированной личности закладывается в детстве. Однако, помимо этого, развитие личной идентичности происходит под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми подростки себя идентифицируют. Например, чрезмерная идентификация с популярными рок-музыкантами, кинозвездами или представителями конткультуры (революционные лидеры, «бритоголовые») подавляет личность, ограничивая идентичность. Как фактор, мешающий формированию чувства идентичности, Эриксон рассматривает уязвимость подростков для стрессов, сопровождающих резкие социальные, политические и технологические изменения в обществе. Подобные изменения, в совокупности с современным информационным взрывом, способствует возникновению чувства неопределенности, тревоги и разрыва связи с миром. Они представляют угрозу и для многих традиционных ценностей, усвоенных еще в детстве. Некоторые проявления этой неудовлетворенности общепринятыми социальными ценностями находят свое выражение в пропасти между поколениями. Социальный протест молодежи Эриксон объясняет ее попыткой построить собственную систему ценностей, чтобы найти те цели и принципы, которые придадут смысл и направленность жизни их поколения.

Неспособность подростков достичь личной идентичности приводит к тому, что Эриксон назвал кризисом идентичности. Кризис идентичности, или ролевое смешение, чаще всего характеризуются неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. Многие подростки, страдающие от специфического для данного возраста конфликта, испытывают чувство своей бесполезности, душевного разлада и никчемности. Ощущая свою неприспособленность, подростки обращаются к «негативной» идентичности – противоположной той, что предлагают им родители и сверстники (например, делинквентное поведение). Но неудачи в достижении личной идентичности не обязательно обрекают подростков на нескончаемые поражения в жизни. Эриксон оптимистично подчеркивает возможность на последующих стадиях найти решение старых проблем. Почти во всех странах разрешены и законодательно закреплены определенные отсрочки в принятии подростками ролей взрослых. Для обозначения интервалов между подростковостью и взрослостью Эриксон ввел термин психосоциальный мораторий. Этот мораторий институционализирован в форме системы высшего образования, что дает возможность молодым людям попробовать определенное количество различных социальных и профессиональных ролей до того, как решат, что им нужно на самом деле. Многие в этот период обращаются к религиям и сектам, бродяжничают, пробуют альтернативные формы брака до того, как найдут свое место в обществе. Положительное качество, связанное с успешным выходом из жизненного кризиса – верность. Этот термин Эриксон использует в значении способности подростка быть верным, своим привязанностям и обещаниям «не смотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей». В случае положительного разрешения кризиса этого этапа развития личности, молодые люди могут ответить на вопросы: «Кто Я?, Куда Я иду?, Кем Я хочу стать?». В культуре с жесткими социальными нормами, где действует большое количество предписанных социальных и половых ролей, эти проблемы идентичности минимизированы, поскольку невелик выбор возможности. По предположению Эриксона, демократическая система в Америке предоставляет своей молодежи большое многообразие профессиональных, идеологических и социальных возможностей. Поэтому, американские подростки более уязвимы в идентичности, так как у них есть выбор. Это порождает серьезные проблемы, поскольку в условиях демократии каждый вынужден «сделать сам себя», осознать, кто они есть в этом мире, найти собственную нишу в мире взрослых. Когда демократия сочетается с технологически обусловленными искажениями социального мира, кризис идентичности усиливается. Возникает необходимость продолжительного формального образования, удлиняется процесс финансовой зависимости от родителей на время обучения, гораздо позже приходит осознание подростками того, как они живут, какой должна быть их взрослая жизнь. Кризисные ситуации в обществе, сопровождающиеся быстрыми социальными изменениями, требующими пересмотра основных ценностей и норм, также усложняют проблему формирования идентичности у юных представителей общества.

___________