§3. Потребности и мотивация поведения личности
Современная психология считает, что источником активности личности являются потребности. Именно они направляют личность на овладение конкретными ценностями и выступают тем самым как программы жизнедеятельности.
Потребности выступают как отражение в сознании личности определенной необходимости, нужды в чем-то. Они зависят от конкретных жизненных условий. Удовлетворенность или неудовлетворенность условиями жизни порождает определенные потребности, которые побуждают личность к активной деятельности, направленной на удовлетворение возникшей нужды. Однако активность возникает не только потому, что человек испытывает нужду, но и потому, что ему надо что-то создать. Поэтому потребность выступает как некоторая программа жизнедеятельности. Потребности являются той силой, которая обеспечивает самосохранение, саморазвитие и активность личности. Все потребности человека обусловлены процессом его исторического развития. Обычно выделяют следующие группы потребностей: в зависимости от происхождения они делятся на естественные и культурные. Естественные лежат в основе жизнедеятельности человека (это потребности в еде, одежде, жилье и пр.). Они сформировались в процессе общественно-исторического развития человека. Способ удовлетворения многих естественных потребностей наследуется, но в процессе жизни они меняются, приобретают сугубо человеческий характер.
Культурные потребности во многом определяют общий уровень культуры личности. По характеру предмета они могут быть материальные, социальные и духовные.
Материальные потребности обеспечивают существование личности.
Социальные потребности включают в себя такие моменты, как потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, в признании окружающих, в общении.
Духовные – специфически человеческие потребности. К ним относятся потребности в познании и эстетическом наслаждении.
Каждая из названных групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности – материальную (производственную), социальную и духовную.
Особо важную роль в развитии личности (помимо биологических потребностей) занимают потребность в социальных контактах или в общении и познавательная потребность.
Первоначально потребность в общении проявляется в необходимости контакта с матерью, затем она направляется на более широкий круг взрослых и сверстников. Потом эта потребность преобразуется в стремление завоевать уважение в коллективе сверстников. Появляется потребность в друге, любимом человеке. Еще позже возникает стремление найти место в жизни, получить общественное признание и т.д.
Другая потребность, которая не относится к органическим потребностям и тоже появляется очень рано, – это познавательная потребность. Ее основа -– потребность во впечатлениях, которая первоначально проявляется в реакциях на новизну стимула. Следующий уровень – потребность в знаниях (любознательность). Она выражается в интересе к предмету, склонности к его изучению. На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целесообразной деятельности. Она различается также по широте и глубине познания, по интенсивности познавательной деятельности.
Обе эти потребности нужны для формирования личности на всех этапах ее развития. Они необходимы так же, как и органические потребности.
Потребности характеризуются некоторыми общими признаками: во-первых, каждая потребность имеет свой предмет, т.е. она всегда проявляется в чем-то (в пище, одежде, книге). Различаются потребности и по силе своего протекания. Во-вторых, всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от способа удовлетворения, и в-третьих, потребности могут воспроизводиться, для многих характерна периодичность возникновения. При этом они обогащаются в своем содержании. Возникновение новых потребностей является обязательным условием развития личности, движущей силой ее психического развития. Они во многом зависят от общего культурного уровня развития личности. Содержание человеческих потребностей определяется общим развитием личности и теми условиями, в которых он живет. Этим человеческие потребности коренным образом отличаются от потребностей животных, в которых биологическая нужда выступает как главный стимул активности.
Своеобразную трактовку проблемы потребностей выдвинул А. Маслоу [9, с. 35-37].
А. Маслоу полагал, что потребности человеку «заданы» и иерархически организованы по уровням. Если эту иерархию представить в виде пирамиды, то выделяются следующие уровни.
1. Физиологические потребности (в пище, воздухе, воде и пр.).
2. Потребности, связанные с безопасностью (в уверенности, структурированности, порядке, предсказуемости окружения).
3. Потребности, связанные с любовью (в аффективных отношениях с другими, в вовлеченности в группу, в том, чтобы любить и быть любимым).
4. Потребности, связанные с уважением других (компетентность, одобрение, признание и т.д.).
5. Познавательные потребности (в познании, умении, исследовании).
6. Эстетические потребности – прежде всего потребность в красоте.
7. Потребность в самоактуализации, проявляющейся в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.
Причем нижележащие потребности должны быть в какой-то степени удовлетворены прежде, чем человек может перейти к реализации высших. В целом Маслоу полагал – чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем более индивидуален он будет. Основным стимулом, порождающим активность личности, являются, как было сказано выше, потребности. Они проявляются в мотивах, которые выступают как непосредственные побудители к деятельности.
Мотив определяет тип поведения личности, придавая ему определенную направленность. Наряду с понятием «мотив» употребляется термин «мотивация поведения». Под мотивацией обычно понимают совокупность мотивов, которые определяют поведение человека в целом.
Мотивационной сферой человека определяется масштаб и характер его личности. Мотивы человека образуют иерархическую систему -- в одних случаях у него может быть один ведущий мотив, в других случаях может быть несколько мотивов. Обычно иерархические отношения мотивов проявляются наиболее полно в ситуации конфликта, когда жизнь сталкивает разные мотивы, требуя сделать выбор в пользу одного из них.
На основе одной и той же потребности могут возникнуть мотивы к различной деятельности. И одна и та же деятельность может вызываться разными мотивами. Таким образом, мотив отвечает на вопрос: ради чего человек выполняет данную деятельность. Поэтому, раскрывая личность, характеризуя отдельные действия и поступки, требуется учитывать мотивы, которые привели человека к тем или иным действиям.
Проблема мотивации интересовала ведущих отечественных психологов.
С.Л. Рубинштейн считал, что именно в мотивах деятельности лежат истоки характера. А.Н. Леонтьев [6, с. 206-230] рассматривал мотив как объект, отвечающий той или иной потребности и считал, что мотивы выполняют двоякую функцию:
1) побуждают и направляют деятельность. Это мотивы-стимулы.
2) придают деятельности субъективный характер, «личностный смысл». Это смыслообразующие мотивы.
Действия обычно побуждаются системой мотивов. Однако по своей роли, или функции, не все они, направленные на одну деятельность, равнозначны. Как правило, один из них главный, другие второстепенные. Главный мотив обычно называется ведущим, другие мотивы дополнительно стимулируют данную деятельность.
Всякое действие имеет мотивы, но не всякий мотив превращается в действие. Поэтому различают реализованные и нереализованные мотивы. Человек может иметь мотивы для выполнения какого-либо действия, но это не означает, что он всегда их реализует. Например, наличие потребности в музыке еще совсем не означает, что человек что-нибудь предпримет для ее удовлетворения. Может быть и так, что предмет потребности не вызывает никакой направленности личности.
Различают понятия «мотив» и «цель».
Цель – это предвиденный результат, на который направлено действие. Мотив – это побуждение к достижению цели. Цель, как правило, может быть ясна, а мотивы далеко не всегда определены. В зависимости от того, каков мотив, деятельность может приобретать различный личностный смысл. При одной цели смысл деятельности видоизменяется вместе с изменением мотива. Под личностным смыслом понимается переживание повышенной, субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива (по А.Н. Леонтьеву).
Возможен сдвиг мотива на цель и превращение ее в мотив. Это значит, что цель, ранее побуждаемая к осуществлению каким-то мотивом, может приобрести самостоятельную побудительную силу, т.е. стать мотивом.
Основа мотивации может быть разной: это и необходимая реальность, и чувство долга, и эмоциональное состояние личности в данный момент и мн. др. Причем, все они могут проявляться с различной силой, но всегда преломляются через систему наших потребностей.
Мотивы классифицируются по различным основаниям. Самая простая классификация по отношению к деятельности.
Мотивы, побуждающие деятельность, не связанные с ней, называют внешними, а мотивы, непосредственно связанные с самой деятельностью, внутренними. Например, мотив ученья может быть связан с желанием получить хорошую оценку и похвалу, а может быть с желанием познать. В первом случае можем говорить о внешнем мотиве, во втором – о внутреннем.
А.Н. Леонтьев, занимаясь специально проблемой мотивации, указывал, что могут быть понимаемые и реально действующие мотивы. Причем важно, чтобы понимаемый мотив стал реально действующим. (Ученик понимает, что надо готовить домашнее задание, но это не значит, что он будет это делать.)
Таким образом, мотивы выступают как побудители к деятельности, что может осуществляться на осознанном и неосознанном уровне. В результате все мотивы можно разбить на две большие группы: осознанные и неосознанные.
Осознанные мотивы характеризуются тем, что человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Чем выше степень осознанности мотива, тем более активно действует личность. Осознанные мотивы определяют жизненные цели, которые направляют деятельность личности в течение длительного периода его жизни. К ним относятся интересы, убеждения, мировоззрение личности.
Интересы представляют собой эмоционально окрашенное стремление личности к познанию какого-нибудь предмета или явления. В интересах проявляется эмоциональная направленность личности (человек интересуется тем, что вызывает у него удовлетворение); познавательная (проявляющаяся в стремлении познать), волевая (связанная с необходимостью преодоления возникающих на пути к достижению целей трудностей).
Различают ситуативный, эпизодический и личностный, стойкий интересы. Они могут быть классифицированы по содержанию, цели, широте и устойчивости.
По содержанию интересы характеризуются определенной направленностью: материальные, общественно-политические, профессиональные, познавательные, эстетические, спортивные и пр.
Различие интересов по признаку цели выявляет непосредственный и опосредованный их характер: непосредственный это интерес к самому процессу деятельности, опосредованный – интерес к результатам деятельности.
Интересы различают по широте, они могут быть сконцентрированы в одной области, а также могут быть распределены между многими объектами.
Интересы подразделяются и по степени их устойчивости и характеризуются различной длительностью и сохранностью. Устойчивость интересов выражается в длительности сохранения.
Убеждение как осознанный мотив поведения придает всей деятельности личности особую значимость и ясную направленность. Убеждения характеризуются, высокой осознанностью и своей теснейшей связью с миром чувств. Это система устойчивых принципов.
Мировоззрение – это осознанная система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем. Каждая личность имеет конкретное мировоззрение, которым она руководствуется в повседневной жизни, в своей практической деятельности.
Неосознанные мотивы характеризуются тем, что человек не отдает себе отчета в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Ряд мотивов не осознаются, но это не значит, что они не представлены в сознании. Они проявляются в сознании, но в особой форме. К неосознанным побудителям относятся влечения, конформизм, установки.
Влечения выражаются в том, что человек стремится удовлетворить недостаточно осознаваемую потребность и играют огромную роль в жизни личности, так как они являются внутренним стимулом к совершению определсйного действия. Возникая вне сознания человека, влечения тесно связаны с осознаваемыми мотивами-целями, интересами и т.п. Связь эта проявляется в том, что осознаваемые мотивы являются определяющими в форме и направлении реализации влечений: они могут затормозить или подавить какое-то влечение, способствовать переносу его с одного предмета на другой и т.д. Таким образом, неосознанность влечений - характеристика преходящая; влечения изменяются, формируясь в разных видах деятельности под влиянием общественно обусловленных воздействий. Поэтому влечения как неосознаваемые побуждения выступают в качестве этапа формирования мотивов поведения человека.
Конформизм – это подчинение личности давлению группы, возникающее из конфликта между мнениями личности и мнением окружающих. Конформизм как черта личности проявляется в том, что человек действует неосознанно, выбрав точку зрения других. Но конформизм может проявляться как сознательное приспособление личности к мнению группы, независимо от того, соответствует или не соответствует оно собственной внутренней позиции.
Неосознанным побудителем деятельности является установка. Под установкой понимается неосознаваемое состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям или объектам.
«Теория установки» была основана грузинским психологом Д. Узнадзе. Всякое поведение, по его мнению, есть реализация конкретной подготовленности, ни одно действие не возникает на «пустом месте». Установка – основа целесообразной избирательной активности человека. Под ее влиянием человек не всегда может четко объяснить, почему он поступает так, а не иначе. В результате проведенных исследований было выяснено, что установки оказывают большое влияние на поведение личности, на восприятие того или иного человека, на принятие решений.
Психологическими исследованиями в структуре установки выделено три подструктуры: когнитивная (что готов познать и воспринять человек), эмоционально-оценочная (комплекс симпатий и антипатий к объекту установки), поведенческая (готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия).
Неосознаваемые побудители человеческой деятельности, как и осознанные формы поведения, играют принципиальную роль в процессе развития и формирования личности.
- Министерство общего и профессионального образования
- Психология человека
- Программа
- Раздел I. Введение в психологию
- Тема 1. Исторический очерк возникновения психологической науки
- Тема 2. Задачи, методы и отрасли современной психологии
- Тема 3. Психика как продукт работы мозга
- Тема 4. Развитие психики в филогенезе
- Раздел II. Личность и деятельность
- Тема 1. Психология активности
- Тема 2. Личность, ее структура и проявление
- Тема 3. Деятельность
- Раздел III. Индивидуально-типологические особенности личности
- Тема 1. Темперамент
- Тема 2. Характер
- Тема 3. Способности
- Тема 4. Эмоции
- Тема 5. Воля
- Раздел IV. Познавательная деятельность личности
- Тема 1. Внимание
- Тема 2. Ощущение
- Тема 3. Восприятие
- Тема 4. Память
- Тема 5. Мышление
- Тема 6. Речь
- Тема 7. Воображение
- Разделi. Психология как наука Глава 1. Предмет психологии §1. Понятие о психике
- §2. Становление психологии как науки
- §3. Основные направления зарубежной психологии
- §4. Развитие отечественной психологии
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Образец
- Глава 2. Физиологические основы психики
- Анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Глава 3. Развитие психики в филогенезе §1. Этапы развития психики у животных
- §2. Сознание как высшая ступень психики
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Глава 4. Современная психологическая наука
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Глава 5. Методы современной психологии
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Разделii. Личность и деятельность Глава 6. Человек как личность §1. Понятие о личности. Психологическая структура. Биологическое и социальное в личности человека
- Структура личности по к.К. Платонову [7]
- Структура личности по а.Г. Ковалеву [5]
- § 2. Активность личности, психоаналитические теории личности
- Бихевиористские теории личности
- Когнитивная теория личности
- Гуманистическая теория личности.
- Отечественные теории личности
- §3. Потребности и мотивация поведения личности
- §4. Самосознание и уровень притязании. Самооценка личности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Бланк с качествами личности по выявлению уровня самооценки
- Инструкция 1
- Инструкция 2
- Инструкция 3
- Инструкция 4
- Бланк ответов
- Ключ направленности на
- Глава 7. Психология деятельности человека §1. Понятие и строение человеческой деятельности
- §2. Умения, навыки и привычки как структурные элементы деятельности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Разделiii. Индивидуально-типологические и эмоционально-волевые особенности человека Глава 8. Темперамент §1 Темперамент и его физиологические основы
- Соотношение типов нервной системы и темперамента.
- §2. Психологическая характеристика типов темперамента
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Методика наблюдения за поведенческими реакциями*
- Шкала оценок для измерения выраженности силы и других свойств нервной системы*
- Процедура
- Тест-опросник г.Айзенка (Форма а)*
- Инструкция.
- Ключ Шкала интроверсия – экстраверсия
- Шкала эмоциональная устойчивость – неустойчивость
- Шкала скрытность – откровенность (искренность)
- Определение преобладающего типа темперамента*
- Обработка результатов
- Глава 9. Характер §1. Характер и его физиологические основы
- §2. Структура характера
- Выразительные признаки характера
- §3. Типология характеров
- Типы конституции телосложения по Ростану, Сиго, Кречмеру и Шелдону и соответствующие типы характера по э. Кречмеру
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Инструкция
- Обработка результатов
- Акцентуация характера по к.Леонгарду*
- Инструкция
- Обработка результатов
- Образец регистрационного бланка
- Глава 10. Способности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Тест для диагностики коммуникативных и организаторских способностей*
- Инструкция
- Бланк ответов
- Обработка
- Шкалы оценок
- Оценка и интерпретация результатов
- Школьный тест умственного развития (штур)*
- Время проведения субтеста
- Руководство по проведению теста
- Порядок работы
- Общая инструкция
- Обработка результатов
- Описание и примеры набора заданий № 1
- Набор заданий № 1а
- Описание и примеры набора заданий № 2
- Набор заданий № 2а
- Описание и примеры набора заданий № 3
- Набор заданий № за
- Описание и примеры набора заданий № 4
- Набор заданий № 4а
- Описание и примеры набора заданий № 5
- Набор заданий № 5a
- Описание и примеры набора заданий № 6
- Набор заданий № 6а
- Правильные ответы
- Качественный анализ субтестов
- §2. Нейрофизиологические механизмы чувств и эмоций
- §3. Психологические теории эмоций
- §4. Выразительность эмоций и чувств
- §5. Объективное выражение чувств
- §6. Формы протекания эмоций и чувств
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы.
- Изучение эмоциональной напряженности*
- Обработка результатов
- Оценочная шкала
- Опросник
- Опросник сан*
- Обработка результатов
- Код опросника
- Типовая карта методики сан
- Методика оценки настроения
- Обработка результатов
- Глава 12. Воля §7. Значение и функции воли
- §2. Физиологические механизмы воли
- § 5. Теории воли
- §4. Структура волевого действия
- I. Цель и стремление к ее достижению.
- Тип личности по волевому развитию по а.И. Высоцкому
- §5. Волевые свойства личности
- Волевые свойства личности
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Анкета определения волевых качеств у учащихся 12-16 лет
- Анкета определения волевых качеств у учащихся 7-12 лет
- Анкета определения волевых качеств у учащихся 16 лет и старше и студентов
- Исследование спонтанных колебаний и продуктивности волевой регуляции внимания
- Изучение настойчивости и выдержки методом волевой регуляции физической выносливости*
- Обработка результатов:
- Изучение волевых качеств школьников методом самооценки
- Обработка результатов
- Разделiv. Познавательная деятельность человека Глава 13. Внимание §1. Понятие о внимании
- §2. Физиологические основы внимания
- §3. Виды внимания
- Виды внимания и их сравнительные характеристики
- §4. Основные свойства внимания
- Свойства внимания
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Глава 14. Ощущения §1. Общее понятие об ощущениях и их функциях
- §2. Теории ощущений
- §3. Анатомо-физиологические механизмы ощущений
- §4. Классификация и виды ощущений
- §5. Основные свойства и закономерности ощущений
- Закономерности ощущений
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Методика «определение нижнего порога зрительного ощущения»*
- Методика «тактильное ощущение (нижний порог)»*
- Методика «порог различения массы»*
- Методика «изучение зрительной темновой адаптации»
- Методика «затухание процесса возбуждения в последовательном образе»
- Методика «изучение последовательного цветового контраста»*
- Глава 15. Восприятие. §7. Восприятие как психический процесс и система перцептивных действий
- §2. Основные свойства восприятия
- §3. Классификация восприятий: восприятие пространства, времени и движения
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы.
- Восприятие длины линии*
- Восприятие времени*
- Изучение способности к целостному восприятию формы предметов и соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений
- Обработка результатов.
- Глава16. Память §1. Общее понятие о памяти
- §2. Механизмы памяти
- §3. Виды памяти
- §4. Процессы памяти
- §5. Индивидуальные различия и типы памяти
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Кратковременная память*
- Смысловая память*
- Зрительная память*
- Оперативная память*
- Зрительная оперативная и непроизвольная память*
- Процессы ретро- и проактивного торможения следов памяти*
- Ход выполнения задания:
- Память на числа*
- Глава17. Мышление §1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Мышление и чувственное познание. Единство мышления и речи
- §2. Мышление как процесс изучения наук. Формы мышления
- §3. Мыслительные операции как основные механизмы мышления
- §4. Мышление как процесс решения задач
- §5. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления
- Составляющие продуктивности ума
- Важнейшие характеристики ума
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Методика «сравнение понятий»*
- Методика «исключение понятий»*
- Анализ результатов
- Методика «выявление общих понятий»*
- Методика «анализ отношений понятий» (или «простые аналогии»)*
- Обработка результатов
- Образец бланка
- Методика «изучение быстроты мышления»*
- Обработка результатов
- Образец бланка
- Глава 18. Речь §7. Понятия языка и речи
- §2. Физиологические механизмы речи
- §3. Виды речи
- §4. Восприятие речи
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Ассоциативный эксперимент
- Свободное течение ассоциаций
- Свободная ассоциация
- Направленная ассоциация
- Эксперимент, направленный на раскрытие различной смысловой нагрузки гласных и согласных звуков в русском языке
- Глава 19. Воображение §1. Понятие о воображении, его особенности. Функции воображения
- §2. Физиологические основы процесса воображения
- §3. Приемы создания образов воображения
- §4. Виды воображения
- Литература
- План-задание для самостоятельной работы
- Городской дом
- Небольшой низкий дом
- Просторный сельский дом
- Терминологический справочник
- Содержание
- Глава 11. Эмоции и чувства 110