Понятие личности.
Слово личность (англ. «рersonality», которое произошло от лат. «рersona») первоначально обозначало маску, которую надевал актер во время театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли. Личность – это некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Такая точка зрения совпадает с мнением непрофессионала, который оценивает личность по критериям привлекательности, обаяния, умения вести себя в обществе и другим социально желательным характеристикам. Такое понимание личности находится вне сферы научной психологии, поскольку в этом случае не учитываются многие особенности поведения и проявления личности.
Личность рассматривается также как сочетание наиболее ярких и заметных характеристик индивидуальности. Например, о человеке можно сказать, что он – «интересная личность», «яркая личность» или «застенчивая личность», имея в виду, что яркость или застенчивость являются его наиболее характерными чертами. Но в этом случае наблюдается отождествление личности с тем внешним социальным впечатлением, какое человек производит на окружающих, взаимодействуя с ними. Наиболее выпуклые, яркие особенности личности окрашивают большинство ее поступков в ситуациях общения. При таком популярном использовании термина упускается из виду возможность того, что человек может быть интересным или застенчивым в зависимости от конкретной ситуации. Также термин «личность» в понимании большинства психологов не предполагает оценки характера человека или социальных навыков, т.е. они не делят личности на «хорошие» и «плохие».
В энциклопедиях и словарях понятие «личность» определяется как:
человек, индивид как субъект отношений и сознательной деятельности;
человек как устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Первое из приведенных определений носит общий, философский характер, второе достаточно часто используется психологами. Если исходить из такого понимания личности, то ее изучение подразумевает исследование внешних характеристик человека, его поведения. Однако предметом изучения психологии личности являются внутренние закономерности, которые детерминируют все проявления человека.
При всем многообразии подходов к пониманию личности традиционно выделяются следующие аспекты этой проблемы:
1. многогранность феноменологии личности, отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собственной жизни;
2. междисциплинарный статус проблемы личности, находящейся в сфере изучения общественных и естественных наук;
3. зависимость понимания личности от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития;
4. несовпадение проявлений индивида, личности и индивидуальности, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений современного человекознания;
5. разведение исследовательской установки, ориентирующей специалиста на понимание развития личности в природе и обществе, и практической установки, направленной на формирование или коррекцию личности в соответствии с целями, заданными обществом или поставленными обратившимся к специалисту конкретным человеком.
Термин «личность» имеет множество значений в различных психологических концепциях и направлениях. Карл Роджерс описывал личность в терминах самости: как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину переживаний человека. В понимании Эрика Эриксона индивидуум в течение жизни проходит чрез ряд психосоциальных кризисов, и его личность предстает как функция результатов разрешения кризисов. Гордон Оллпорт определял личность как то, что индивидуум представляет собой на самом деле – внутреннее «нечто», детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. Совсем другую концепцию предложил Рэймонд Кеттел, по мнению которого, ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными чертами. Альберт Бандура рассматривал личность в виде сложного паттерна непрерывного взаимовлияния индивидуума, поведения и ситуации. Несхожесть приведенных концепций показывает, что содержание личности с позиций разных теоретических представлений гораздо многограннее, чем понимание личности как «внешнего социального образа». Она несет в себе нечто более важное, существенное и постоянное.
Большинство определений личности содержат следующие общие положения:
1. В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности, или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые качества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей. Понять, какие специфические качества или их комбинации дифференцируют одну личность от другой, можно только путем изучения индивидуальных различий.
2. В большинстве определений личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации. Поведение индивидуума, доступное непосредственному наблюдению, рассматривается как организованное или интегрированное личностью. Другими словами, личность – абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека.
3. В большинстве определений подчеркивается важность рассмотрения личности в соотношении с жизненной историей индивидуума или перспективами развития. Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды.
4. В большинстве определений личность представлена теми характеристиками, которые отвечают за устойчивые формы поведения. Личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях, она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке.
Определения личности у разных авторов существенно варьируют. Для понимания того, что именно тот или иной ученый подразумевает под термином «личность», необходимо проанализировать теорию в ее существенных деталях. Различные определения личности не являются истинными или ложными, они могут быть более или менее полезны психологам при исследовании и объяснении закономерностей поведения человека.
- 1. Введение………………………………………………………………………….7
- 2. Содержание тем курса………………………………………………………….9
- 1. Цели и задачи дисциплины………………………………………………....262
- 2. Содержание дисциплины……………………………………………………265
- Введение
- Содержание тем курса
- Введение в психологию личности.
- Понятие личности.
- Движущие силы развития личности.
- Структура личности.
- Тема 2. Методы исследования личности.
- Интервью.
- Достоинства и недостатки метода интервью.
- Метод анамнеза.
- Достоинства и недостатки метода анамнеза.
- Методики самоотчета.
- Примеры многомерных личностных опросников.
- Проективные методы.
- Достоинства и недостатки проективных методов.
- Тема 3. Дифференциальная психология личности.
- Темперамент и его структура.
- Характер.
- Способности.
- Направленность личности.
- Тема 4. Психодинамическая теория личности Зигмунда Фрейда. Биографическая справка.
- Основные научные работы Фрейда.
- Уровни сознания.
- Структура личности.
- Природы тревоги и ее типы.
- Механизмы психологической защиты.
- Динамика личности.
- Развитие личности.
- Тема 5. Личность в аналитической психологии Карла Юнга. Биографическая справка.
- Основные научные работы Юнга.
- Структура личности.
- Архетипы.
- Психические функции личности.
- Развитие личности.
- Тема 6. Личность в индивидуальной психологии а. Адлера. Биографическая справка.
- Основные научные работы Адлера.
- Характеристика научных разногласий между Адлером, Фрейдом и Юнгом.
- Чувство неполноценности и компенсация.
- Стремление к превосходству.
- Стиль жизни.
- Типы личности, обусловленные стилями жизни.
- Социальный интерес.
- Творческое «я».
- Фикционный финализм.
- Порядок рождения.
- Тема 7.
- Социокультурная теория личности к. Хорни.
- Личность в системе гуманистического психоанализа э. Фромма.
- Биографическая справка.
- Развитие личности.
- Переживание базальной тревоги
- Невротические потребности личности.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы Фромма.
- Развитие личности и общества.
- Механизмы «бегства от свободы».
- Позитивная и негативная свобода.
- Экзистенциальные потребности личности.
- Социальные типы характеров.
- Тема 8. Межличностная теория психиатрии г. Салливана. Эпигенетическая теория э. Эриксона. Биографическая справка.
- Основные научные работы.
- Личность как устойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций.
- Структура личности.
- Динамизм.
- Персонификация.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы Эриксона.
- Характеристика научных разногласий между Эриксоном и Фрейдом.
- Психосоциальные стадии развития личности.
- Учение об идентичности.
- Тема 9. Теория оперантного научения б. Скиннера. Теория социального научения Дж. Роттера. Биографическая справка.
- Основные научные работы Скиннера.
- Научающе-бихевиоральная теория личности Берреса Скиннера.
- Личность с точки зрения бихевиористкого направления.
- Респондентное и оперантное поведение.
- Контроль поведения посредством аверсивных стимулов.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы Роттера.
- Четыре переменные поведения.
- Основная формула прогноза поведения.
- Потребности и их компоненты.
- Общая формула прогноза.
- Тема 10. Диспозициональная теория личности г. Оллпорта. Биографическая справка.
- Основные научные работы Оллпорта.
- Понимание личности Оллпортом.
- Концепция черты личности.
- «Черты» черт.
- Общие и индивидуальные черты.
- Типы индивидуальных диспозиций.
- Проприум и стадии его развития.
- Стадии развития проприума.
- Зрелая личность.
- Тема 11. Гуманистическая теория личности а. Маслоу. Феноменологическая теория личности к. Роджерса. Биографическая справка.
- Основные научные работы Маслоу.
- Сущность гуманистического подхода к изучению личности.
- Основные положения гуманистической психологии.
- Иерархия потребностей.
- Потребности безопасности и защиты.
- Потребности самоуважения.
- Препятствия к самоактуализации.
- Дефицитарные и бытийные потребности, ценности, познания и любовь.
- Метапатологии.
- Характеристики самоактуализирующихся личностей.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы.
- Основные положения феноменологического направления
- Феноменологическая позиция Роджерса.
- Потребность в позитивном внимании.
- Условие ценности.
- Безусловное позитивное внимание.
- Процессы угрозы и процесс защиты.
- Механизмы защиты.
- Полноценно функционирующий человек.
- Тема 12.
- Основные научные работы л.С. Выготского.
- Основные научные работы а.Н.Леонтьева (11903 – 1979).
- Основные научные работы с.Л.Рубинштейна (1889 – 1960).
- Тема 13. Личность в теориях д.Узнадзе, в.Н.Мясищева, б.Г.Ананьева, в.С.Мерлина.
- Основные научные работы д.Узнадзе.
- Основные научные работы в.Н.Мясищева.
- Основные научные работы б.Г.Ананьева.
- Основные научные работы в.С. Мерлина.
- Руководство по изучению дисциплины
- 1. Сведения об авторе
- 2. Цели и задачи курса
- 3. Порядок изучения тем курса
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 7.
- Социокультурная теория личности к. Хорни.
- Личность в системе гуманистического психоанализа э. Фромма.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 8. Межличностная теория психиатрии г. Салливана. Эпигенетическая теория э. Эриксона. Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 9. Теория оперантного научения б. Скиннера. Теория социального научения Дж. Роттера. Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 10. Диспозициональная теория личности г. Оллпорта. Порядок изучения темы.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 12.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- 4. Темы рефератов.
- 5. Вопросы для аттестации.
- Список литературы по курсу.
- Практикум по курсу
- Практические задания I. Практическое задание к теме №1.
- Практическое задание к теме №2.
- Практические задания II. Практические задания к темам № 3, 4, 5, 6, 7, 8
- I. Дайте письменные ответы на вопросы.
- II. Верно или неверно утверждение?
- III. Допишите ответы.
- IV. Заполнить пробелы.
- V. Установить соответствия.
- VI. Установить соответствие.
- Практические задания III. Практическое задание к теме № 11.
- Практические задания к темам № 12, 13.
- Тестовое задание № 1. К Теме 1.
- К Теме 2.
- Тестовое задание № 2. К Теме 3.
- К Теме 4.
- Тестовое задание № 3. К Теме 5.
- К Теме 6.
- Тестовое задание № 4. К Теме 7.
- К Теме 8.
- Тестовое задание № 5. К Теме 9.
- К Теме 10.
- Тестовое задание № 6. К Теме 11.
- К Теме 12.
- Тестовое задание № 7. К Теме 13.
- Контрольный тест по темам
- Учебная программа по дисциплине
- 1. Цели и задачи дисциплины.
- 2. Содержание дисциплины
- Тема 1. Введение в психологию личности
- Тема 2. Методы исследования личности
- Тема 3. Дифференциальная психология личности
- Тема 4. Психодинамическая теория личности з. Фрейда
- Тема 5. Личность в аналитической психологии к. Юнга
- Тема 6. Личность в индивидуальной психологии а. Адлера
- Тема 7. Социокультурная теория личности к. Хорни. Личность в системе гуманистического психоанализа э. Фромма
- Тема 8. Межличностная теория психиатра г. Салливана. Эпигенетическая теория э. Эриксона
- Тема 9. Теория оперантного научения б. Скиннера. Теория социального научения Дж. Роттера
- Тема 10. Диспозициональная теория личности г. Оллпорта
- Тема 11. Гуманистическая теория личности а. Маслоу
- Тема 12.
- Личность в культурно-исторической теории л.С. Выготского
- И в теориях деятельностного подхода а.Н. Леонтьева,
- С.Л. Рубинштейна
- Тема 13. Личность в теориях д. Узнадзе, в.Н. Мясищева, б.Г. Ананьева