logo search
Учебник по психологии

План-задание для самостоятельной работы

1. Для закрепления материала по теме и овладения приемом самозачета проверьте уровень усвоения следующих понятий (см. гл. 1, п. 5): акцептор действия, анализатор, афферентация, «блоки» мозга, обратная связь, рефлекс, рецептор, функциональная система, эффектор.

2. Подготовьте реферат на тему «Психика как результат работы мозга», используя следующую литературу: 6, с. 24-139; 11, с. 169-209; 13, с. 16-62, 77-104.

3. Законспектируйте работы 7, с. 93-125; 8, с. 113-138 и письменно ответьте на вопрос «Что нового внес А.Р. Лурия в понимание мозговой организации психической деятельности человека?»

4. Изобразите графически психофизиологические модели, объясняющие взаимодействие физиологических и психологических факторов в управлении жизнедеятельностью и поведением человека (1, с. 10-31; 2, с. 79-101; 4; 5, с. 24-45, 76-95; 12, с. 5-39).

5. Решите следующие психологические задачи:

а) Студентам 1 курса обычно говорят, что приветствовать лектора, когда он входит в аудиторию, полагается только один раз. Тем не менее некоторые из них встают и при вторичном появлении лектора. С течением времени это исчезает. Каков физиологический механизм данного факта?

б) Известно, что когда баскетболист начинает играть в футбол, то первое время он часто хватает мяч руками, нарушая тем самым правила игры. Через некоторое время спортсмен перестает совершать эту ошибку. Каков физиологический механизм этих явлений?

в) Согласно правилам поведения учащихся в школе они должны продолжить свою работу до тех пор, пока учитель скажет: «Урок окончен», даже если звонок прозвенел раньше. Однако. Очень часто звонок в конце урока сразу вызывает у школьников оживление, желание активно двигаться, они прекращают работу, пытаясь выйти из класса. Развитие какого физиологического процесса требуется для устранения этих нарушений дисциплины?

Объясните с точки зрения закономерностей высшей нервной деятельности явления, выражающиеся в педагогической практике:

Почему: