logo search
УМК Психология личности

Архетипы.

Содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов, которые являются формами, организующими психологический опыт индивида. Архетипы («первичные модели») – это врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на определенный объект или событие. Врожденной является тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации (например, при столкновении с незнакомцем, представителем противоположного пола, родителями, опасностью, смертью). По мнению Юнга, архетипы часто связаны с мифическими и сказочными темами. Они организовывают не только индивидуальную фантазию, но и коллективную, например, лежат в основе мифологии народа, его религии, обычаев, определяя национальную психологию, самосознание народа.

Основными архетипами личности являются персона, эго, тень, анима, анимус и самость. Персона и эго находятся в основном в сознательных пластах индивидуальной психики, а в то время как тень, анима, анимус и самость располагаются в бессознательных пластах.

Персона (от латинского «persona» - маска) – это публичное лицо человека, то, как он проявляет себя в отношениях с другими людьми. Персона означает множество ролей, которые человек проигрывает в соответствии с социальными требованиями. Цель персоны – производить нужное впечатление на других людей, утаивать от них свою истинную сущность. Персона включает типичные для человека стиль поведения, одежды, способы выражения себя. Персона имеет как позитивное, так и негативное влияние на личность. Доминирование персоны подавляет индивидуальность человека, развивает в нем конформизм, стремление слиться с той ролью, которую навязывает человеку среда. В то же время персона выполняет роль психологической защиты, ограждает личность от покушения внешних сил, защищает человека от давления среды, помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми.

Тень является центром личного бессознательного. Если эго собирает данные о внешнем мире, то тень фокусирует, систематизирует ту информацию, которая была вытеснена из сознания. Содержанием тени являются те стремления, которые отрицаются человеком как несовместимые с его персоной, с нормами общества. Тень включает социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, безнравственные мысли. Вместе с тем тень является источником жизненной силы личности, ее спонтанности и творческого начала. Чем больше доминирует персона в структуре личности, тем больше содержание тени, так как индивиду необходимо вытеснять в бессознательное все большее количество желаний. Юнг утверждал, что нельзя избавиться от тени, не признавать ее существование, поскольку она является частью личности и человек без тени будет таким же неполноценным, как и без других структур личности. Внимательное отношение к тени, анализ ее содержания и («техника обращения с тенью») помогает преодолеть ее негативное влияние.

В архетипах анимы и анимуса находит выражение врожденная анрогинная природа людей. Анима это внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательная женская сторона; анимус это внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона. По мнению Юнга, этот архетип эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном, как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины приобрели определенные черты личности характерные для женщин в результате многолетней совместной жизни с ними, а женщины соответственно приобрели некоторые мужские черты характера. Эти архитипы основаны также на том биологическом факте, что в организме мужчин и женщин вырабатываются как мужские, так и женские гормоны. Юнг утверждал, что анима и анимус должны быть выражены гармонично и не нарушать общего баланса личности, не тормозить ее развитие. Мужчина должен выражать свои феминные качества на ряду с маскулинными, а женщина маскулинные также как и феминные. Если этого не происходит, то результатом является ригидность личности, ее одностороннее функционирование.

Самость (Self) – наиболее важный центральный архетип в теории Юнга. Самость это сердцевина личности, вокруг которой объединены все другие структуры личности. Юнг определял самость, как «архетип порядка и целостности личности». Основным символом самости является мандала и ее разновидности (нимб святого, окно – розетка). Целостность и единство личности, символически выраженные в завершенности фигур, таких как круг, звезда, кристалл, обнаруживаются в сновидениях, фантазиях, мифах, религии. Основная функция самости заключается не в том, чтобы противопоставлять различные структуры личности, а в том, чтобы соединять их так, чтобы они дополняли друг друга. Человек ощущает единство, гармонию и целостность, когда достигнута интеграция всех аспектов души. Основной целью жизни человека, в понимании Юнга, является развитие самости.

Эго-направленность личности.

Юнг выделяет две основные направленность или жизненные установки личности: экстраверсия и интроверсия и описывает два типа личности: экстраверты и интроверты. В экстравертной установке проявляется направленность интереса личности к внешнему миру, а в интровертной установке – направленность интереса к внутреннему миру. Экстраверты больше ориентированы на персону, на внешнюю часть своей души. Эти люди подвижны, общительны, легко устанавливают отношения с другими людьми, хорошо ориентируются во внешнем мире, плохо переносят одиночество. Интроверты созерцательны, сдержанны, погружены в свой внутренний мир. Стремятся к уединению, чаще строят свое поведение исходя из собственных убеждений и норм. В своих крайних проявлениях экстраверты являются догматиками, а интроверты фанатиками. Юнг в качестве типичного экстраверта приводит в пример Толстого, а типичного интроверта – Достоевского. Обычно в каждом человеке присутствуют обе установки, но одна из них может становиться доминирующей. Как правило одна из установок проявляется, как ведущая и рациональная, другая выступает, как вспомогательная и иррациональная.