logo search
Учебник по психологии

Методика «анализ отношений понятий» (или «простые аналогии»)*

* Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.

Испытуемому предъявляется бланк, на котором в первой строке представлена исходная пара слов находящихся в определенном отношении (напр., лес – деревья), и затем во второй строке слово (напр., библиотека) и 5 других слов (напр.: сад, двор, город, театр, книги), из которых только одно (книги) находится в том же отношении, как и в паре исходных слов (в лесу – деревья, в библиотеке – книги). Его и следует подчеркнуть. Всего предъявляется 20 заданий на 3 мин. Оценка выставляется либо в условных баллах по таблице, либо подсчитывается количество правильных и ошибочных аналогий между понятиями; анализируется характер установленных связей между понятиями – конкретные, логические, категориальные связи. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у данного испытуемого – преобладании наглядных или логических форм. Кроме того, можно обнаружить нарушения последовательности суждений, когда он на время перестает следовать нужному способу решения задачи. Аналогии в разных заданиях строятся по различным принципам, и наличие инертности может затруднить выполнение задания – такие испытуемые в последующей задаче пытаются выделить аналогию по принципу предыдущей задачи:

А.

В.

С.

D.

Е.

F.

G.

H.

I.

J.

К.

L.

М.

N.

О.

Р.

Q

R.

S.

Т.

Школа – обучение.

Больница – доктор, ученик, учреждение, лечение, больной.

Песня – глухой.

Картина – хромой, слепой, художник, рисунок, больной.

Нож – сталь.

Стол – вилка, дерево, стул, пища, скатерть.

Рыба – сеть.

Муха – решето, комар, комната, жужжать, паутина.

Птица – гнездо.

Человек – люди, птенец, рабочий, зверь, дом.

Хлеб – пекарь.

Дом – вагон, город, жилище, строитель, дверь.

Пальто – пуговица.

Ботинок – портной, магазин, нога, шнурок, шляпа.

Коса – трава.

Бритва – сено, волосы, сталь, острая, инструмент.

Нога – сапог.

Рука – калоша, кулак, перчатка, палец, кисть.

Вода – жажда.

Пища – пить, голод, хлеб, рот, еда.

Электричество – проводка.

Пар – лампочка, лошадь, вода, трубы, кипение.

Паровоз – вагоны.

Конь – поезд, лошадь, овес, телега, конюшня.

Алмаз – редкий.

Железо – драгоценный, железный, сталь, обычный, твердый.

Бежать – стоять.

Кричать – молчать, ползать, шуметь, звать, плакать.

Волк – пасть.

Птица – воздух, клюв, соловей, яйцо, пение.

Театр – зритель.

Библиотека – актер, книги, читатель, библиотекарь, любитель.

Железо – кузнец.

Дерево – пень, пила, столяр, кора, ветка.

Нога – костыль.

Глава – палка, очки, зрение, нос, слезы.

Утро – ночь.

Зима – мороз, день, январь, осень, сани.

Спортсмены – тренеры.

Студенты – институты, воспитатели, учителя, преподаватели, родители.

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество правильных ответов

20

-

19

18

15-17

13-14

11-12

10

9


МЕТОДИКА «ИЗУЧЕНИЕ ГИБКОСТИ МЫШЛЕНИЯ»*

* Диагностика психического развития детей / Отв. ред. Е.В. Гурова, Н.Ф. Шляхта. М.: Институт молодежи. 1992. С. 139.

Методика позволяет определить вариантивность подходов, гипотез, исходных данных, точек зрения, операций, вовлекаемых в процесс мыслительной деятельности. Может применяться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым предъявляется бланк с записанными на нем анаграммами (набор букв). В течение 3 мин. они должны составлять из наборов букв слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы. Слова могут быть только существительными.