logo search
УМК Психология личности

Основные научные работы Фрейда.

  1. Толкование сновидений (1900).

  2. Психопатология обыденной жизни (1901).

  3. Три эссе о сексуальности (1905).

  4. Юмор и его отношение к бессознательному (1905).

  5. Лекции по введению в психоанализ (1920).

  6. По ту сторону принципа удовольствия (1920).

  7. Я и Оно (1923).

  8. Будущее одной иллюзии (1927).

  9. Цивилизация и недовольные ею (1930).

  10. Новые лекции по введению в психоанализ (1933).

Пожалуй, не существует другой теории личности настолько известной и настолько противоречивой, как теория, предложенная Фрейдом. Психоаналитической подход к изучению личности широко известен и за пределами психологии. С одной стороны, он имеет множество приверженцев в психологии и смежных науках, имя Фрейда возглавляло список ученых названных американскими психологами в качестве оказавших на них наибольшее влияние, фрейдизм проник в литературу, в живопись; с другой стороны – данный подход подвергается мощной критике. Главная идея психоаналитической теории – это идея бессознательного. Фрейд, вместо того чтобы ставить в центр психической жизни человека сознание, сравнил ее с айсбергом, лишь малая часть которого выступает над поверхностью воды и представляет собой область сознательного. Гораздо большая часть, находящаяся под водной поверхностью, представляет область бессознательного. В пространстве бессознательного возможно обнаружить влечения, желания, инстинкты, подавленные мысли и чувства - все те жизненные силы, которые влияют на сознательные мысли и проступки человека и управляют ими. По мнению Фрейда люди не осознают наиболее важных причин, определяющих их поведение; самопонимание человека ограничено и часто неправильно, поступки людей часто являются иррациональными. Таким образом, с позиции теории Фрейда, психология, ограниченная изучением только сознания, не адекватна для понимания личности ее развития и мотивации.

В противоположность господствовавшему в 19 веке взгляду на человека как на существо разумное и осознающее свое поведение, Фрейд выдвинул теорию, согласно которой люди находятся в состоянии непрерывного конфликта, истоки которого лежат внеосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях. Фрейд описывал людей, как управляемых инстинктами, которые «сами по себе не зло, не добро», но которые приводят и к тому и к другому. Эти побуждения питают позитивные достижения культуры, но также приводят к преступлениям, войнам, психическим заболеваниям.

Психоаналитическая теория изменила отношение общества к сексу и агрессии и привела людей к недоверию к собственному сознательному опыту.

Фрейд охарактеризовал психику, как поле боя между силами инстинкта и рассудка. Термин «психодинамический» указывает на эту непрекращающуюся борьбу между различными аспектами личности. В представлении, согласно которому личность является динамической конфигурацией процессов, находящихся в конфликте, выражена суть психодинамического направления в исследовании личности. Понятие динамики применительно к личности подразумевает, что поведение человека является скорее детерминированным, чем случайным. Детерминизм распространяется на все, что человек делает, чувствует, думает, включая такие события, которые люди рассматривают, как случайности, а также оговорки, описки, забывание.

Три основные положения психоаналитической теории:

  1. Личность подвержена сильному влиянию бессознательных факторов.

  2. Бессознательное динамично и мотивационно и находится в конфликте с другими аспектами бессознательного и сознания.

  3. Бессознательное берет свое начало в ранних детских переживаниях.

Термин «психоанализ» имеет три значения: 1) теория личности и психопатологии; 2) метод психотерапии личностных расстройств; 3) метод изучения неосознанных мыслей и чувств.