Тема 13. Личность в теориях д. Узнадзе, в.Н. Мясищева, б.Г. Ананьева
Концепция личности В.Н. Мясищева. Личность как система отношений. Структура отношений личности: эмоциональная, познавательная, поведенческая. Виды отношений: положительный (норма разума и эмоций) и отрицательный (дисфункция разума и эмоций).
Концепция личности Д.Н. Узнадзе. Теория установки. Установка: момент мотивации + момент направленности. Уровни установки: сознательный и бессознательный. Бессознательный уровень: импульсивная установка практического поведения (ситуация + потребности). Сознательный уровень: объективация – необходимость познания проблемной ситуации.
Концепция личности Б.Г. Ананьева. Функции индивидуальных свойств в развитии человека. Конституциональные свойства. Нейродинамические свойства. Психодинамические свойства: темперамент, сенситивность. Психологическая характеристика личности. Потребности личности. Виды потребностей: физиологические, потеребность в безопасности, изобилия, биологические, материальные, уважения и любви, самоуважения, самоактуализации, познавательные, в эмоциональном контакте, в межличностном общении, в доминировании, в познании. Мотивы личности. Мотив как цель, как потребность, как намерение, как побуждение. Мотивационные образования и мотивационные черты личности: влечения, желания, хотения, интересы. Мотивационные свойства (черты) личности: мотив достижения, мотив аффиляции, мотив власти, мотив отвергания. Способности личности: задатки, наследственность, одаренность. Характер личности. Самосознание личности.
_________
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»
УЧЕБНИКИ
Аверин В.А. Психология личности. СПб., 2001.
Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2001.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2003.
Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М., 2001.
Хьелл Л., Д. Зиглер Теории личности. СПб., 2003.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения в
психологии. М., 1981.
Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.
Алексеев В.П. Человек: Эволюция и таксономия. М., 1985.
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980. Т. 1.
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2001.
Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. М., 2001.
Березина Т.Н. Методика исследования глубинных особенностей
личности. М ., 1997.
Березина Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многосто-
роннего исследования личности. М., 1994.
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1985.
Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1993.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.
Вейнингер О. Пол и характер: Принципиальное исследование. М., 1999.
Головаха Е.Н., Корник А.А. Психологическое время личности. Киев. 1984.
Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. СПб., 1999.
Гуревич П.С. Клиническая психология. М., 2001.
Гуревич П.С. Психология. М., 1999.
Гуревич П.С. Психологический словарь. М., 2000.
Гуревич П.С. Проблема целостности человека. М., 2004.
Гуревич П.С. Философская антропология. М., 2001.
Гуревич П.С. Философия: Учебник для психологов. М., 2004.
Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., 1997.
Карвасарский Б.Д. Психотерапия. СПб., 2000.
Клонингер С. Теории личности: познание человека. СПб., 2003.
Козлов В.В. Работа с кризисной личностью. М., 2003.
Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.
Кон И.С. Социология личности. М., 1967.
Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1995.
Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической
устойчивости и психопрофилактики. СПб., 2004.
Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики личностных свойств. СПб., 2003.
Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989.
Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда.
М., 1993
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
Линдсей П., Норман Д. Переработка информации человеком. М., 1974.
Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание.
Пермь. 1990.
Небылицин В.Д. Проблемы психологии индивидуальности.
М.-Воронеж. 2000.
Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2002.
Олпорт Г. Личность в психологии. М.; СПб., 1988.
Ольшанский Д.В. Политическая психология. СПб., 2002.
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.
М.; Воронеж. 1996.
Равич-Щербо И.В. Роль среды и наследственности в формировании
индивидуальности человека. М., 1988.
Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. М., 1990.
Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.
Урванцев Л.П. Психология в соматической клинике. Ярославль. 1998.
Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994.
Франкл В. Психотерапия на практике. СПб., 1999.
Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.
Фромм Э. Душа человека. М., 1998.
Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М., 1995.
Хорни К. Самоанализ. Психология женщины. Новые пути в
психоанализе. СПб., 2002.
Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка // Психическое развитие в
детских возрастах. М.-Воронеж. 1995.
Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация,
потребность. М., 1997.
Юнг К. Психологические типы. М., 1996.
Ядов В.А., Палей И.И., Магун В.С. Социальная психология личности.
Л., 1978.
Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997.
- 1. Введение………………………………………………………………………….7
- 2. Содержание тем курса………………………………………………………….9
- 1. Цели и задачи дисциплины………………………………………………....262
- 2. Содержание дисциплины……………………………………………………265
- Введение
- Содержание тем курса
- Введение в психологию личности.
- Понятие личности.
- Движущие силы развития личности.
- Структура личности.
- Тема 2. Методы исследования личности.
- Интервью.
- Достоинства и недостатки метода интервью.
- Метод анамнеза.
- Достоинства и недостатки метода анамнеза.
- Методики самоотчета.
- Примеры многомерных личностных опросников.
- Проективные методы.
- Достоинства и недостатки проективных методов.
- Тема 3. Дифференциальная психология личности.
- Темперамент и его структура.
- Характер.
- Способности.
- Направленность личности.
- Тема 4. Психодинамическая теория личности Зигмунда Фрейда. Биографическая справка.
- Основные научные работы Фрейда.
- Уровни сознания.
- Структура личности.
- Природы тревоги и ее типы.
- Механизмы психологической защиты.
- Динамика личности.
- Развитие личности.
- Тема 5. Личность в аналитической психологии Карла Юнга. Биографическая справка.
- Основные научные работы Юнга.
- Структура личности.
- Архетипы.
- Психические функции личности.
- Развитие личности.
- Тема 6. Личность в индивидуальной психологии а. Адлера. Биографическая справка.
- Основные научные работы Адлера.
- Характеристика научных разногласий между Адлером, Фрейдом и Юнгом.
- Чувство неполноценности и компенсация.
- Стремление к превосходству.
- Стиль жизни.
- Типы личности, обусловленные стилями жизни.
- Социальный интерес.
- Творческое «я».
- Фикционный финализм.
- Порядок рождения.
- Тема 7.
- Социокультурная теория личности к. Хорни.
- Личность в системе гуманистического психоанализа э. Фромма.
- Биографическая справка.
- Развитие личности.
- Переживание базальной тревоги
- Невротические потребности личности.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы Фромма.
- Развитие личности и общества.
- Механизмы «бегства от свободы».
- Позитивная и негативная свобода.
- Экзистенциальные потребности личности.
- Социальные типы характеров.
- Тема 8. Межличностная теория психиатрии г. Салливана. Эпигенетическая теория э. Эриксона. Биографическая справка.
- Основные научные работы.
- Личность как устойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций.
- Структура личности.
- Динамизм.
- Персонификация.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы Эриксона.
- Характеристика научных разногласий между Эриксоном и Фрейдом.
- Психосоциальные стадии развития личности.
- Учение об идентичности.
- Тема 9. Теория оперантного научения б. Скиннера. Теория социального научения Дж. Роттера. Биографическая справка.
- Основные научные работы Скиннера.
- Научающе-бихевиоральная теория личности Берреса Скиннера.
- Личность с точки зрения бихевиористкого направления.
- Респондентное и оперантное поведение.
- Контроль поведения посредством аверсивных стимулов.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы Роттера.
- Четыре переменные поведения.
- Основная формула прогноза поведения.
- Потребности и их компоненты.
- Общая формула прогноза.
- Тема 10. Диспозициональная теория личности г. Оллпорта. Биографическая справка.
- Основные научные работы Оллпорта.
- Понимание личности Оллпортом.
- Концепция черты личности.
- «Черты» черт.
- Общие и индивидуальные черты.
- Типы индивидуальных диспозиций.
- Проприум и стадии его развития.
- Стадии развития проприума.
- Зрелая личность.
- Тема 11. Гуманистическая теория личности а. Маслоу. Феноменологическая теория личности к. Роджерса. Биографическая справка.
- Основные научные работы Маслоу.
- Сущность гуманистического подхода к изучению личности.
- Основные положения гуманистической психологии.
- Иерархия потребностей.
- Потребности безопасности и защиты.
- Потребности самоуважения.
- Препятствия к самоактуализации.
- Дефицитарные и бытийные потребности, ценности, познания и любовь.
- Метапатологии.
- Характеристики самоактуализирующихся личностей.
- Биографическая справка.
- Основные научные работы.
- Основные положения феноменологического направления
- Феноменологическая позиция Роджерса.
- Потребность в позитивном внимании.
- Условие ценности.
- Безусловное позитивное внимание.
- Процессы угрозы и процесс защиты.
- Механизмы защиты.
- Полноценно функционирующий человек.
- Тема 12.
- Основные научные работы л.С. Выготского.
- Основные научные работы а.Н.Леонтьева (11903 – 1979).
- Основные научные работы с.Л.Рубинштейна (1889 – 1960).
- Тема 13. Личность в теориях д.Узнадзе, в.Н.Мясищева, б.Г.Ананьева, в.С.Мерлина.
- Основные научные работы д.Узнадзе.
- Основные научные работы в.Н.Мясищева.
- Основные научные работы б.Г.Ананьева.
- Основные научные работы в.С. Мерлина.
- Руководство по изучению дисциплины
- 1. Сведения об авторе
- 2. Цели и задачи курса
- 3. Порядок изучения тем курса
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 7.
- Социокультурная теория личности к. Хорни.
- Личность в системе гуманистического психоанализа э. Фромма.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 8. Межличностная теория психиатрии г. Салливана. Эпигенетическая теория э. Эриксона. Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 9. Теория оперантного научения б. Скиннера. Теория социального научения Дж. Роттера. Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 10. Диспозициональная теория личности г. Оллпорта. Порядок изучения темы.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- Тема 12.
- Порядок изучения темы.
- Подготовить ответы на вопросы для работы на семинарском занятии.
- 4. Темы рефератов.
- 5. Вопросы для аттестации.
- Список литературы по курсу.
- Практикум по курсу
- Практические задания I. Практическое задание к теме №1.
- Практическое задание к теме №2.
- Практические задания II. Практические задания к темам № 3, 4, 5, 6, 7, 8
- I. Дайте письменные ответы на вопросы.
- II. Верно или неверно утверждение?
- III. Допишите ответы.
- IV. Заполнить пробелы.
- V. Установить соответствия.
- VI. Установить соответствие.
- Практические задания III. Практическое задание к теме № 11.
- Практические задания к темам № 12, 13.
- Тестовое задание № 1. К Теме 1.
- К Теме 2.
- Тестовое задание № 2. К Теме 3.
- К Теме 4.
- Тестовое задание № 3. К Теме 5.
- К Теме 6.
- Тестовое задание № 4. К Теме 7.
- К Теме 8.
- Тестовое задание № 5. К Теме 9.
- К Теме 10.
- Тестовое задание № 6. К Теме 11.
- К Теме 12.
- Тестовое задание № 7. К Теме 13.
- Контрольный тест по темам
- Учебная программа по дисциплине
- 1. Цели и задачи дисциплины.
- 2. Содержание дисциплины
- Тема 1. Введение в психологию личности
- Тема 2. Методы исследования личности
- Тема 3. Дифференциальная психология личности
- Тема 4. Психодинамическая теория личности з. Фрейда
- Тема 5. Личность в аналитической психологии к. Юнга
- Тема 6. Личность в индивидуальной психологии а. Адлера
- Тема 7. Социокультурная теория личности к. Хорни. Личность в системе гуманистического психоанализа э. Фромма
- Тема 8. Межличностная теория психиатра г. Салливана. Эпигенетическая теория э. Эриксона
- Тема 9. Теория оперантного научения б. Скиннера. Теория социального научения Дж. Роттера
- Тема 10. Диспозициональная теория личности г. Оллпорта
- Тема 11. Гуманистическая теория личности а. Маслоу
- Тема 12.
- Личность в культурно-исторической теории л.С. Выготского
- И в теориях деятельностного подхода а.Н. Леонтьева,
- С.Л. Рубинштейна
- Тема 13. Личность в теориях д. Узнадзе, в.Н. Мясищева, б.Г. Ананьева