logo search
УМК Психология личности

Стадии развития проприума.

Стадия

Аспект

Определение

1

Телесная самость

Осознание телесных ощущений

2

Самоидентичность

Неизменность и непрерывность «Я», независимо от происходящих изменений

3

Самоуважение

Гордость за собственные достижения

4

Расширение самости

«Я» начинает охватывать важные аспекты социального и физического окружения

5

Образ себя

В целях истребления индивида начинает отражаться ожидание других значимых людей

6

Рациональное управление самим собой

Абстрактная аргументация и применение логики для решения повседневных проблем

7

Проприативное стремление

Целостное чувство «Я» и планирование перспективных целей

Ощущение своего тела – в течение первого года жизни младенец начинает осознавать ощущение исходящие от мышц, сухожилий, внутренних органов. Повторяющиеся ощущения образуют телесную самость, в результате чего младенец начинает отличать себя от других. Телесная самость является опорой для формирования самосознания, но многие люди не осознают ее, до тех пор, пока не появится боль или дискомфорт.

Ощущение самоидентичности – появляется, когда ребенок посредством языка начинает осознавать себя. Основой для формирования самоидентичности является собственное имя ребенка. Одежда, игрушки и другие любимые вещи ребенка усиливают чувство идентичности. Оллпорт подчеркивает, что самоидентичность непрерывно развивается до тех пор, пока не стабилизируется в зрелости.

Самоуважение, которое развивается в течение третьего года жизни – это чувство гордости испытываемое ребенком, когда он выполняет что-то самостоятельно. Ребенок сопротивляется предложению взрослого помочь ему, что родители часто воспринимают как негативизм. Позже, в возрасте четырех-пяти лет, самоуважение приобретает оттенок соревновательности со сверстниками.

Расширение самости – в возрасте четырех-шести лет ребенок начинает осознавать, что ему принадлежит не только физическое тело, но и элементы окружающего мира. Ребенок постигает значение слова «мой» и относится к людям и предметам, окружающим его, как с составным частям «Я».

Образ себя – развивается, когда ребенок начинает понимать, каким его хотят видеть родители, сверстники, воспитатели и чего они от него ожидают. В возрасти пяти-шести лет ребенок начинает понимать различия между «я – хороший» и «я – плохой», хотя у ребенка еще нет четкого представления о том, каким он будет, когда станет взрослым.

Рациональное управление самим собой. Ребенок между 6 и 12 годами начинает понимать, что он может находить рациональное решение жизненных проблем и справляться с требованиями реальности. В этот период у ребенка появляется формальное мышление, но он еще не доверяет себе настолько, чтобы быть морально независимым. Эта стадия развития проприума отражает моральное и социальное послушание, конформизм.

Проприативное стремление. На этой стадии развития проприума подросток ставит перед собой перспективные цели, проявляет настойчивость в процессе достижения целей. Оллпорт полагал, что реализация стремления к самосовершенствованию требует обобщенного чувства самости, которое приходит лишь в зрелости.