logo search
УМК Психология личности

Сущность гуманистического подхода к изучению личности.

Гуманистическая психология признает предметом своего исследования личность как уникальную, целостную систему, представляющую собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. С точки зрения гуманистической психологии человек постоянно движется в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности, если только обстоятельства окружения не мешают этому. Люди являются в высшей степени сознательными и разумными созданиями без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. Сторонники гуманистической психологии рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать собственный стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными факторами. Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой. Скорее ее можно рассматривать как движение, как совокупность теоретических подходов к личности и клинической психологии.

Данное направление противопоставило себя как «третью силу» фрейдизму и бихевиоризму.

Маслоу считал, что одним из самых больших недостатков психоанализа является не столько стремление принизить роль сознания, сколько тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде. Главной идеей Маслоу была мысль о том, что в отличие от животных человек не стремится к равновесию со средой, а напротив, хочет разрушить это равновесие, поскольку оно является смертью для личности. Адаптация, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью. Следовательно, основой развития человека и общества является стремление к развитию, к личностному росту. Маслоу полагал, что психоаналитические теории не учитывают важнейшие аспекты человеческой природы – те высшие функции, которые отличают человека от животных.

Маслоу также критиковал теории, основанные на опыте клинической работы с невротичными индивидами, не реализовавшими свой потенциал. Здоровье, по его мнению, есть нечто большее, чем отсутствие болезней или расстройств. В отличие от психоаналитиков, которые изучали главным образом отклоняющиеся поведение, Маслоу считал, что исследовать природу людей необходимо, изучая их лучших представителей для того, чтобы изучить границы человеческих возможностей и понять истинную природу человека, недостаточно полно и четко представленную в других, менее одаренных людях.

Маслоу выступал и против тенденции сведения всей психической жизни к поведению, которая была свойственна бихевиоризму. Он считал, что стремление личности к саморазвитию не может быть описано и понято с позиций поведенческой психологии. Вместо того чтобы фокусироваться на тех симптомах и поведении, которые наблюдаются извне, Маслоу интересовался субъективными переживаниями людей. Психология поведения должна быть не исключена, а дополнена психологией, которая бы исследовала «Я-концепцию», «самость» личности.

Гуманистическая психология уходит корнями в экзистенциальную философию, разработанную такими европейскими мыслителями и писателями, как Карл Ясперс, Жан-Поль Сартр, Серен Кьеркегор, Мартин Хайдеггер. Экзистенциалистский подход к личности основан на осознании уникальности бытия каждого человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциалисты подчеркивают, что каждый человек ответственен за то, кто он и чем он становится. Уникальный человеческий опыт свободы и ответственности за придание своей жизни смысла не дается даром. Свобода и ответственность могут быть тяжелой ношей для личности. Люди осознают, что они в ответе за свою судьбу и поэтому могут испытывать отчаяние, тревогу и одиночество. На развитие гуманистического подхода личности также оказали влияние такие психологи как Виктор Франкл, Эрих Фромм, Гордон Оллпорт, Карл Роджерс. Однако Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности.