logo search
УМК Психология личности

Динамизм.

Динамизм – мельчайшая единица, которой можно пользоваться при изучении личности. Он определяется Салливаном как «относительно устойчивый паттерн энергетических трансформаций, периодическое возникновение которого характерно для организма на протяжении его существования как живого». Энергетической трансформацией является любая форма поведения. Она может быть открытой, общественной, (например, высказывание) или внутренней, (например, мышление или фантазирование). Поскольку динамизм представляет собой стабильный и регулярно повторяющийся паттерн поведения, он – примерно то же, что привычка. К паттерну может добавляться новая черта без изменения самого паттерна – в той мере, в какой она не представляет существенного отличия от остального его содержания. Если же она отличается существенно, то возникает новый паттерн. Например, два яблока могут отличаться по размеру, цвету, форме, и все же определяться как яблоки в силу того, что их различия несущественны. Однако яблоко и банан отличаются существенно, и, следовательно, это два различных паттерна.

Собственно человеческими являются те динамизмы, которые типичны для межличностных отношений. Например, человек может вести себя доброжелательно или враждебно по отношению к другим людям, что является проявлением динамизмов доброжелательности или враждебности. Ребенок, который боится незнакомых людей, проявляет динамизм страха; мужчина, стремящийся к сексуальным отношениям с женщиной, - динамизм вожделения. Любая привычная реакция по отношению к одному или нескольким людям, проявляющаяся в форме чувства, отношения, поведенческой реакции, представляет динамизм. Базовые динамизмы одинаковы для всех людей, но в зависимости от ситуации и жизненного опыта индивида различается способ их выражения.

Динамизм задействует определенную область тела, посредством которой взаимодействует с внешней средой. Эта зона содержит рецепторный аппарат для получения стимуляции, эффекторный аппарат для совершения действий и связующий аппарат ЦНС, который связывает рецепторный и эффекторный механизмы. Так, грудь или соска, подносимые ко рту младенца, воздействуют на чувствительную поверхность губ, вследствие чего по нервным путям импульс направляется к моторным органам рта, вызывая сосательные движения.

Цель большинства динамизмов – это удовлетворение базовых потребностей организма. Однако существует важный динамизм, который возникает как следствие тревоги и называется динамизмом Я или Я-системой.

Я-система.

Тревога – это продукт межличностных отношений. Сначала она передается от матери к ребенку и в последствии связана с угрозой безопасности. Для того чтобы избежать актуальной или потенциальной тревоги или свести ее к минимуму, человек использует различные способы защиты и контроля за своим поведением. Основными потребностями личности Салливан считал потребность в нежности и потребность в избегании тревоги. Но возможности удовлетворения этих потребностей разные. Так, для реализации потребности в нежности и ласке существуют определенные динамизмы, помогающие человеку получать нежность и ласку от близких. Источники тревоги настолько многообразны и непредсказуемы, что невозможно полностью исключить возможность возникновения неприятных, вызывающих беспокойство событий в жизни человека. Следовательно, потребность в избегании тревоги становится ведущей для личности и определяет формирование «Я-системы», лежащей в основе функционирования личности.

Я-система имеет тенденцию к изоляции от остальной личности. Она защищает человека от тревоги и позволяет поддерживать на высоком уровне самоуважение личности. По мере возрастания сложности и независимости Я-системы, она препятствует объективной оценке человеком собственного поведения, сглаживает противоречия между тем, что представляет собой человек на самом деле, и тем, что о нем «говорит» его Я-система. Чем больше у человека переживаний, связанных с тревогой, тем более расширенной становится его Я-система. Таким образом, хотя Я-система служит полезной цели – уменьшению тревоги, она препятствует возможности конструктивных отношений личности с другими людьми.

Салливан выделяет следующие структуры «Я-системы»: «Я – хороший» - стремление к персонификации себя как хорошего Я, «Я-плохой» - избегание мнений о себе как плохом Я и «не Я».

Чтобы защитить свою положительную персонификацию, человек формирует специальный механизм, который Салливан назвал избирательным вниманием. Этот механизм отсеивает все раздражители, которые могут принести тревогу и изменить мнение человека о себе. Поскольку основные причины тревоги кроются в общении с другими людьми, то избирательное внимание регулирует не только собственную персонификацию, но и образы других людей.