logo search
Учебник по психологии

План-задание для самостоятельной работы

1. Используя методическую процедуру самозачета (см. §1, план-задание п.1), дайте определения следующих понятий: раздражительность, чувствительность, тропизм, инстинкт, навык, интеллект, сознательное, бессознательное.

2. Составьте рефераты на следующие темы:

* Сознание человека и его общественно-исторический характер [2, с. 78-98, 132-148; 7, с. 124-158; 12, с. 146-190].

* Проблема бессознательного в психологии [1, с. 15-35, 52-66, 123-160; 15, с. 310-343, 382-421].

3. Составьте аннотацию работ А.Н. Леонтьева [6, с. 124-158].

Выделите основные этапы развития психики у животных. Охарактеризуйте их.

4. Ознакомьтесь с работой К.Э. Фабри (см. [14, с. 172-283]). Письменно ответьте, что нового в понимание развития психики животных внесла эта работа и подготовьте таблицу, сравнив стадии и уровни развития психического сражения у человека и животных по А.Н. Леонтьеву [6] и К.Э. Фабри [14].

5. Ответьте письменно на следующие вопросы:

* Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой проявления психики? В чем основное отличие чувствительности от раздражимости, с одной стороны, и восприятия – с другой?

* Почему паук, посаженный в банку вместе с мухой, не «узнает» ее, будучи даже голодным, в то время как в обычных условиях специально ловит мух в паутину и поедает их?

* Как известно, клевание у цыпленка – инстинктивный механизм, готовый к моменту рождения. Но вначале цыпленок клюет и зерна, и мелкие камешки, и другие предметы. Лишь затем он научается отличать зерна и клевать только их. На этом примере объясните взаимосвязь инстинкта и навыка. Определите, в чем основное отличие примеров поведения животных, приведенных в вопросах 5 и 6.

* Почему зайца легче научить «бить в барабан», а барсука «стирать белье», чем наоборот? Какой обобщенный вывод можно сделать о навыках животных?

* В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и человека?

* Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать трудом? В чем заключены характерные черты труда, сыгравшие столь важную роль в становлении и развитии человеческого сознания и побудившие Ф. Энгельса сказать: «... труд создал самого человека»? Какую роль в процессе развития человеческого сознания сыграла человеческая рука?

* Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека? В чем их сходство и различие?

* Почему на протяжении всей обозримой истории человека структура его организма, в том числе и мозга, осталась практически неизменной, в то время как в мире животных каждый новый уровень развития психики и форм поведения сопровождался изменениями организма, развитием нервной системы?

* Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносить на психику человека? Если нет, то почему? Что практически дают эксперименты по изучению психики животных для изучения психики человека?

6. Решите следующие психологические задачи:

1. Орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах намного больше, чем глаз орла. Собака обладает значительно более гонким обонянием, чем человек, но она не различает и сотой доли тех запахов, которые для человека являются определенными признаками различных вещей. В чем причина качественных различий между познанием человека и животных?

2. Известный зоопсихолог Н.Н. Ладыгина-Котс сопоставляла конструирование шимпанзе и ребенка 3 лет. Были обнаружены следующие факты:

- Один из них мог составить фигуру из двух частей только в том случае, если перед ним находилась фигура-образец. А другой мог выполнить задание и в отсутствие образца, по памяти.

- Особенностью деятельности одного было то, что он обычно брал сразу нужные фигуры, необходимые для конструирования. Часто бывало, что взяв две фигуры, он соединял их в воздухе, сближая руки, а потом уже ставил их на стол. Другой так никогда не делал.