Волевые качества личности
Индивидуальные особенности волевой сферы человека проявляются в уникальном сочетании волевых качеств.
ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА —совокупность качеств личности, характеризующих ее со стороны способности достигать поставленных целей, несмотря на возникающие преграды. Выделяют самые различные волевые качества личности. В качество обобщенной характеристики волевой сферы можно выделить силу воли, которая проявляется на всех этапах волевого действия, но особенно в ситуациях преодоления внешних и внутренних препятствий.
для конкретизации характеристик волевой сферы все качества условно можно разделить на три группы:
□ волевые качества, характеризующие целеустремленность;
□ волевые качества, характеризующие самообладание; р морально-волевые качества.
Уяплевым качествам, характеризующим целеустремленность, можно отнести терпеливость, упорство, настойчивость.
Целеустремленность — сознательное сосредоточение и активные действия человека, направленные на достижение поставленной цели. Цели, представляющие интерес для конкретной личности, могут быть как ближними, так и отдаленными. Целеустремленного человека характеризует способность длительное время фокусироваться на желаемом образе результата и организовывать свою деятельность для его практического воплощения. Это возможно лишь тогда, когда цель отчетлива и значима, и человек полон решительности найти способы ее достижения. «Воля — целеустремленность, соединенная с правильным рассуждением» (Платон).
Терпеливость — длительное противодействие неблагоприятным, «отвлекающим» факторам, которые препятствуют движению к поставленной цели. В качестве таких факторов могут выступать как внешние («неудачное стечение обстоятельств»), так и внутренние (утомление, болезнь и др.). «Тот, кто обладает терпением, может обладать всем, что пожелает» (Б. Франклин).
Упорство — способность мобилизовать внутренние ресурсы для преодоления значительных затруднений, в том числе в ситуации неудачи. Л. Бетховен считал, что «высшим отличием человека является упорство в преодолении самых жестоких препятствий». Однако важно различать упорство и упрямство Последнее представляет собой негативное проявление воли вопреки разумным доводам. «Насколько необходимо, <яобы силой воли обладал тот, кто упорен в достижении разумной цели, настолько же отвратительно упрямство...» (Г. Гегель).
Настойчивость — систематическое проявление волевых качеств при стремлении к отдаленной цели, позволяющей преодолевать многочисленные препятствия. Если упорство чаще связывают с конкретной ситуацией, то настойчивость — многократно проявляемое упорство в течение длительного времени, необходимое для достижения отдаленной цели. «Любое препятствие преодолевается настойчивостью» (Леонардо да Винчи).
К нопоиым ячествам, характеризующим самообладание, относят выдержку, решительность и смелость.
Самообладание — характеристика волевых особенностей личности, связанных со способностью управлять своими эмоциональными и поведенческими реакциями, собрано для достижения своей цели.
Выдержка — волевое качество, позволяющее человеку своевременно сдерживать свои эмоции, чувства, влечения, поведение, которые препятствуют достижению нужного результата. Данное качество особенно ценно в эмоционально напряженных ситуациях. Импульсивность как противоположное отрицательное качество характеризует склонность человека действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих действий.
Решительность — качество, которое выражается в способности человека своевременно и без лишних колебаний принимать обоснованные решения, а затем проводить их в жизнь. Противоположным качеством является нерешительность. Она проявляется в нескончаемой борьбе мотивов, пересмотрах принятого решения, суетливом поведении. Решительность — важнейшее условие успеха в любом деле. «Кто решился действовать, тому обычно сопутствует удача. А кто только и делает, что рассуждает обо всем и медлит, вряд ли окажется победителем» (Геродот).
Смелость — способность человека преодолевать страх и растерянность. Важно отметить, что смелость проявляется не в ситуации, когда человек не боится, а когда в ситуации реальной угрозы он не позволяет страху парализовать поведение. Другими словами, когда не страх управляет человеком, а человек — страхом. Очевидна и связь проявления смелости и здравого смысла: «Смелость без благоразумия — только особенный вид трусости» (Сенека).
Выше указывалось, что воля связана с сознательным уровнем жизни человека. Поэтому часто волевые качества формируются и проявляются в связи с нравственными принципами человека, и правильнее будет называть их морально-волевыми. К морально-волевым качествам относят мужество, самоотверженность, принципиальность, дисциплинированность и др. Многие из этих качеств связаны с другими. Например, мужество предполагает наличие смелости, настойчивости, выдержки, уверенности в себе. Принципиальность указывает на способность человека быть самостоятельным, настойчивым, терпеливым в отстаивании своей жизненной позиции.
Перечисленные выше качества не составляют весь перечень волевых качеств личности. Волевая сфера характеризуется самыми разнообразными показателями. Некоторые ученые стремятся обобщить ее наиболее важные характеристики. Например, американский ученый Дж. Роттер обосновал теоретическую схему, согласно которой поведение людей можно анализировать с помощью так называемого «локуса контроля». Под ним он понимает предрасположенность человека к определению места (локализации) причин своих успехов и неудач либо внешними, либо внутренними факторами. Стремление к объяснению причин своего поведения с помощью внешних, независящих от субъекта, факторов обозначен как акстернальный локус контроля, а собственными усилиями, способностями, поведением — интернальный локус контроля.
- Психологические характеристики сознания
- Психологические особенности развития и формирования самосознания младших школьников
- Индивидуальные особенности внимания младших школьников
- Психологическая готовность в структуре общей готовности к обучению
- Виды психологической готовности
- Следующие виды:
- Направленность в структуре личности
- 1) Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность; 2) процесс формирования мотива.
- Акцентуации характера
- Структура характера
- Человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
- Современные теории личности
- Свойства темперамента
- Физиологические основы темперамента
- Типы и причины педагогических конфликтов
- Стадии протекания конфликта
- Волевые качества личности
- Понятие о воображении
- Психологические особенности и развитие воображения младших школьников
- Физиологические механизмы эмоций и чувств
- Понятие о восприятии
- Свойства восприятия
- Особенности и развитие восприятия младших школьников
- Биологическое и социальное в личности
- Привычки
- Педагогические способности
- Понятие эмоций и чувств в психологии
- Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы младших школьников
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Понятие о характере
- Формы направленности личности
- Убеждение-система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
- Понятие о способностях
- Природа способностей
- Виды способностей
- Развитие способностей у младших школьников
- Функции сознания:
- Понятие о памяти
- Виды памяти
- Процессы памяти
- Психологические особенности и развитие памяти младших школьников
- Понятие познавательной сферы
- Психические явления, обеспечивающие познание человеком окружающей действительности с целью наиболее эффективной адаптации к ней или ее изменения в соответствии с потребностями.
- Понятие о мышлении
- К основным формам мышления относят понятие, суждение и умозаключение.
- Виды мышления
- Психологические особенности мышления и речи младших школьников
- Физиологические основы внимания
- Характеристика рассеянности внимания
- Понятие о воле
- Структура волевого акта
- Физиологические механизмы ощущений
- Индивидуальный стиль деятельности педагога
- Свойства ощущений
- Понятие о психодиагностике
- Этапы диагностической работы
- Физиологические основы восприятия
- Младший школьный возраст как объект внимания психологов
- Развитие личности в младшем школьном возрасте
- Виды восприятия
- Краткая характеристика психического развития в дошкольном детстве
- Классификация методов психологии
- Основные способы возникновения воображения
- Особенности развития эмоциональной, волевой и мотивационной сферы.
- Виды воображения
- Предмет психологии
- Понятие психики. Связь психики с работой мозга
- Отрасли психологии
- Принципы психологии
- Этапы диагностической работы
- Подростковый возраст
- Этапы психологического исследования
- Принципы психологии
- Задачи психологии
- Индивидуализация обучения
- Индивидуальный подход в воспитании
- Развитие психики
- II. Стадия перцептивной психики
- Сущность педагогического взаимодействия
- Педагогическое взаимодействие —
- Тесты и тестирование
- Сущность и роль речи в познании
- Операции мышления
- Стадиальность психического развития
- Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину