Краткая характеристика психического развития в дошкольном детстве
Эпоха дошкольного детства длится с рождения ребенка до поступления в школу и включает младенческий, ранний и дошкольный возраст.
МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТот рождения до 1 года. Иногда в рамках данного возраста в качестве отдельного периода рассматривают новорожденность (до 2 месяцев).
Задачи развития. Основными задачами развития младенца выступают адаптация к новым условиям жизнедеятельности и получение первого опыта взаимодействия с другими людьми.
Социальная ситуация развития. Появляясь на свет, ребенок выступает абсолютно беспомощным существом. Он попадает в совершенно иные условия обитания по сравнению с пренатальным (дородовым) развитием: другая температура, физическая среда обитания, смена способа питания требуют перестройки многих систем организма. И хотя ребенок обладает наследственными механизмами (безусловными рефлексами) адаптации к новым условиям, удовлетворение его любой потребности полностью зависит от окружающих людей. Таким образом, основу социальной ситуации развития младенца составляет противоречие между его биологической беспомощностью и затруднением взаимодействия со взрослыми ввиду невозможности (особенно вначале периода) использовать основное средство социального общения — речь.Ведущая деятельность. Особенность социальной ситуации развития в младенческом возрасте определяет то, что вся жизнедеятельность ребенка опосредуется и определяется характером взаимодействия со взрослыми, и особенно с матерью или человеком, который создает условия для удовлетворения основных его потребностей. Ввиду того, что между младенцем и матерью устанавливаются глубокие, эмоционально насыщенные отношения, характер которых отражается на созревании и психическом развитии ребенка, ведущей деятельностью младенческого возраста признается непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослым
РАННЕЕ ДЕТСТВОот 1 года до 3 лет.
Задачи развития. Основная задача психического развития связана с активным познанием окружающего мираСоциальная ситуация развития. Усиление тенденций к самостоятельности обусловливает то, что система отношений младенческого возраста «ребенок — взрослый» в раннем детстве сменяется системой отношений «ребенок — предмет — взрослый». Это связано с тем, что, с одной стороны, у ребенка возникают новые потребности, вызывающие стремление осуществлять действия с предметами для их познания, а с другой стороны — способ действия с предметом, знание о нем принадлежит взрослому.
Ведущая деятельность. Противоречия, составляющие социальную ситуацию развития ребенка в раннем детстве, определяют то, что в качестве ведущей деятельности возраста выступает предметно-манипулятивная деятельность. Осуществляя действия с предметами, ребенок не просто развивает свои двигательные навыки, но и постигает функции предмета, его социальное назначение и связь с другими предметами. Другими словами, ребенок начинает усваивать культурный опыт. Предметно-манипулятивная деятельность, по мнению Д. Б. Эльконина, развивается, с одной стороны, по направлению от совместного со взрослыми выполнения действия до самостоятельного выполнения, а с другой стороны, со временем происходит развитие средств и способов, которые использует ребенок при осуществлении одного и того же предметного действия.
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ— от 3 до 6 (7) лет
Задачи развития. Основной задачей дошкольника выступает познание мира межличностных отношений и смысловой основы деятельности взрослых.
Социальная ситуация развития. Развитие познавательных процессов и самосознания ребенка обусловливает появление у него новых потребностей, в том числе потребности в познании смысловых основ поведения других людей. Наблюдая за общением и деятельностью взрослых, ребенок как бы задает вопрос: «А зачем они это делают?». В то же время, чаще всего ребенок отстранен от активного участия в деятельности и отношениях взрослых. Данное противоречие и образует основу социальной ситуации развития в дошкольном возрасте.
Ведущая деятельность. Для разрешения обозначенного выше противоречия ребенок моделирует деятельность взрослых в сюжетно-ролевой игре, которая становится ведущей деятельностью дошкольного возраста. В сюжетно-ролевой игре дети в игровой форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, распределяя между собой соответствующие роли. Структура сюжетно-ролевой игры включает сюжет и содержание, роль, игровые действия, игровой материал и правила. В сюжете и содержании игры находит выражение моделирование детьми взаимоотношений взрослых в какой-либо сфере. Роль предполагает выполнение ребенком игровых действий, в символической форме выражающих основные функции какой-то реальной деятельности. В качестве игрового материала дети используют не только игрушки, но и другие предметы, часто неопределенные, и придают им любой необходимый для игры смысл (коробка становится домом, кусок бумаги — ковром и т. д.). То, как необходимо действовать в игре, определяется принятыми правилами.
Игра оказывает важнейшее влияние на различные аспекты психического развития ребенка. В частности, она способствует формированию навыков общения со сверстниками, становлению произвольного поведения ребенка, развитию его мотиваци-онно-потребностной сферы. Происходят другие изменения, в том числе формируются психические новообразования возраста.
Психические новообразования. По мнению Д. Б. Эльконина, важнейшими новообразованиями дошкольного возраста является потребность в общественно-значимой и оцениваемой деятельности. Центральными новообразованиями этого периода часто признаются соподчинение мотивов и развитие самосознания ребенка. Соподчинение мотивов означает появление устойчивых (надситуативных) мотивов, которые формируют направленность личности. Развитие самосознания проявляется в способности соотносить свое поведение с нравственными ожиданиями взрослых, в построении на этой основе самооценки, осознании нравственных норм, способности воспринимать себя во временной перспективе.
Особенности познавательного развития дошкольника. В познавательной сфере у ребенка наблюдаются следующие изменения:
□ восприятие становится более осмысленным и произвольным; активно осваиваются сенсорные эталоны, позволяющие более точно оценивать цвет, форму и величину объектов;
□ благодаря развитию речи и познавательных интересов повышаются концентрация, объем, устойчивость внимания, развивается произвольное внимание; □ память, по мнению Л. С. Выготского, в дошкольном возрасте явпяется доминирующим психическим процессом; благодаря ей ребенок с легкостью запоминает самый разнообразный материал; к концу возрастного периода все более активно начинает развиваться способность к произвольному запоминанию;
□ на смену наглядно-действенному приходит наглядно-образное мышление, когда в основе мыслительной деятельности все большую роль начинают играть представления (образы);
□ очень активно развивается речь, возрастает ее выразительность, логичность, осознанность, значительно расширяется словарный запас,
□ благодаря игре, изобразительной деятельности развивается воображение дошкольника, которому свойственны яркая эмоциональная окраска, фантазии.
Особенности развития эмоциональной, волевой и мотивационной сферы. Эмоциональная сфера ребенка в большей мере, по сравнению с предыдущим возрастным периодом, становится регулируемой: ребенок часто способен управлять своими эмоциями, выражать их в приемлемых формах. Развитие воли обусловлено формируемой произвольностью познавательных процессов и необходимостью поступать в различных ситуациях в соответствии с требованием взрослых. По мере развития внешний контроль заменяется воображаемым, и ребенок все в большей мере способен к управлению своим поведением. В мотивационной сфере наблюдается придание одним мотивам преимущества, что и позволяет говорить об избирательности поведения ребенка, о формировании у него соподчинения мотивов. Чаще всего наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение.
Показатели благоприятного — неблагоприятного развития. В дошкольном возрасте усиливаются стремления ребенка к познанию окружающего мира. Внешняя активность ребенка связана как с дальнейшим познанием предметного мира, так и с изучением отношений между людьми. Если эти стремления дошкольника реализуются, у него, по мнению Э. Эриксона, формируется инициатива В обратном случае, когда активность ребенка «тормозится», любопытство пресекается необоснованными наказаниями, у него могут сформироваться пассивность и чувство вины.
Кризис семи лет. В основе кризиса семи лет лежит симптом, который Л. С. Выготский обозначил как «симптом потери непосредственности». Он заключается в том, что между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент — прогнозирование последствий деятельности. Ребенок как бы задается вопросом: «Как мои действия будут восприняты взрослыми и понравится ли это мне''». Другими ела вами, впервые отчетливо проявляется эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. Дошкольник утрачивает ту непосредственность, спонтанность, непроизвольность, которая была ему преимущественно свойственна до этого. Во многом это обусловлено развитием рефлексии, осознанием себя, попыткой понять мотивы и объяснить те или иные поступки других людей. В качестве симптомов кризиса семи лет выделяются потеря непосредственности, манерничанье, симптом «горькой конфеты», указывающий на способность ребенка к внутренним переживаниям.
Запоминание — это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление новой информации путем связывания ее с информацией, усвоенной ранее. Запоминание бывает кратковременным, долговременным, оперативным, произвольным и непроизвольным.
На продуктивность запоминания информации влияют многочисленные факторы. Условно можно говорить об объективных (независимых от индивида) и субъективных (связанных с особенностями индивида) причинах эффективного запоминания (см. «Психология в схемах»).
В экспериментальных исследованиях В. Д. Шадрикова и Л. В. Черемошкиной выделены следующие приемы, повышающие результативность запоминания (иногда их называют мнемическими приемами) (приводится по: Рогов А. И. Психология. М 2004):
группировка — разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям, законам гештальта и т. д.);
выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания;
план — совокупность опорных пунктов;
классификация — распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков;
структурирование — установление взаимного расположения частей, составляющих целое, внутреннего строения запоминаемого;
схематизация — изображение или описание чего-либо в основных чертах или в виде упрощенного представления запоминаемой информации;
аналогия -- установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий;
мнемотехнические приемы — совокупность готовых, известных способов запоминания;
перекодирование -- вербализация, или проговаривание, называние, представление информации в образной форме, преобразование информации на основе семантических, фонематических и других признаков;
достраивание запоминаемого материала и привнесение в запоминаемое субъектом: использование вербальных посредников, объединение и привнесение чего-либо по ситу-ативным признакам;
серийная организация материала — установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, по времени, упорядочивание в пространстве и т. д.; ассоциации — установление связей по сходству, смежности или противоположности;
повторение—сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы циркуляции информации, являющиеся универсальными и фундаментальными.
Запоминание как один из процессов памяти связано с запечатлением в психике той информации, которая воздействует на наши органы чувств или является продуктом мьюли-гппьиой деятельности. Для последующего использования этой информации необходимо, чтобы она была сохранена в психике.
- Психологические характеристики сознания
- Психологические особенности развития и формирования самосознания младших школьников
- Индивидуальные особенности внимания младших школьников
- Психологическая готовность в структуре общей готовности к обучению
- Виды психологической готовности
- Следующие виды:
- Направленность в структуре личности
- 1) Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность; 2) процесс формирования мотива.
- Акцентуации характера
- Структура характера
- Человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
- Современные теории личности
- Свойства темперамента
- Физиологические основы темперамента
- Типы и причины педагогических конфликтов
- Стадии протекания конфликта
- Волевые качества личности
- Понятие о воображении
- Психологические особенности и развитие воображения младших школьников
- Физиологические механизмы эмоций и чувств
- Понятие о восприятии
- Свойства восприятия
- Особенности и развитие восприятия младших школьников
- Биологическое и социальное в личности
- Привычки
- Педагогические способности
- Понятие эмоций и чувств в психологии
- Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы младших школьников
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Понятие о характере
- Формы направленности личности
- Убеждение-система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
- Понятие о способностях
- Природа способностей
- Виды способностей
- Развитие способностей у младших школьников
- Функции сознания:
- Понятие о памяти
- Виды памяти
- Процессы памяти
- Психологические особенности и развитие памяти младших школьников
- Понятие познавательной сферы
- Психические явления, обеспечивающие познание человеком окружающей действительности с целью наиболее эффективной адаптации к ней или ее изменения в соответствии с потребностями.
- Понятие о мышлении
- К основным формам мышления относят понятие, суждение и умозаключение.
- Виды мышления
- Психологические особенности мышления и речи младших школьников
- Физиологические основы внимания
- Характеристика рассеянности внимания
- Понятие о воле
- Структура волевого акта
- Физиологические механизмы ощущений
- Индивидуальный стиль деятельности педагога
- Свойства ощущений
- Понятие о психодиагностике
- Этапы диагностической работы
- Физиологические основы восприятия
- Младший школьный возраст как объект внимания психологов
- Развитие личности в младшем школьном возрасте
- Виды восприятия
- Краткая характеристика психического развития в дошкольном детстве
- Классификация методов психологии
- Основные способы возникновения воображения
- Особенности развития эмоциональной, волевой и мотивационной сферы.
- Виды воображения
- Предмет психологии
- Понятие психики. Связь психики с работой мозга
- Отрасли психологии
- Принципы психологии
- Этапы диагностической работы
- Подростковый возраст
- Этапы психологического исследования
- Принципы психологии
- Задачи психологии
- Индивидуализация обучения
- Индивидуальный подход в воспитании
- Развитие психики
- II. Стадия перцептивной психики
- Сущность педагогического взаимодействия
- Педагогическое взаимодействие —
- Тесты и тестирование
- Сущность и роль речи в познании
- Операции мышления
- Стадиальность психического развития
- Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину