logo
ПСИХОЛОГИЯ ШПОРЫ

Краткая характеристика психического развития в дошкольном детстве

Эпоха дошкольного детства длится с рождения ребенка до поступления в шко­лу и включает младенческий, ранний и дошкольный возраст.

МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТот рождения до 1 года. Иногда в рамках данного возраста в качестве отдельного периода рассматривают новорожденность (до 2 месяцев).

Задачи развития. Основными задачами развития младенца выступают адап­тация к новым условиям жизнедеятельности и получение первого опыта взаимо­действия с другими людьми.

Социальная ситуация развития. Появляясь на свет, ребенок выступает абсо­лютно беспомощным существом. Он попадает в совершенно иные условия обитания по сравнению с пренатальным (дородовым) развитием: другая температура, физи­ческая среда обитания, смена способа питания требуют перестройки многих систем организма. И хотя ребенок обладает наследственными механизмами (безусловными рефлексами) адаптации к новым условиям, удовлетворение его любой потребности полностью зависит от окружающих людей. Таким образом, основу социальной ситуации развития младенца составляет противоречие между его биологической беспомощностью и затруднением взаимодействия со взрослыми ввиду невозможности (особенно вна­чале периода) использовать основное средство социального общения — речь.Ведущая деятельность. Особенность социальной ситуации развития в мла­денческом возрасте определяет то, что вся жизнедеятельность ребенка опосре­дуется и определяется характером взаимодействия со взрослыми, и особенно с матерью или человеком, который создает условия для удовлетворения основных его потребностей. Ввиду того, что между младенцем и матерью устанавливаются глубокие, эмоционально насыщенные отношения, характер которых отражается на созревании и психическом развитии ребенка, ведущей деятельностью младенче­ского возраста признается непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослым

РАННЕЕ ДЕТСТВОот 1 года до 3 лет.

Задачи развития. Основная задача психического развития связана с актив­ным познанием окружающего мираСоциальная ситуация развития. Усиление тенденций к самостоятельности обус­ловливает то, что система отношений младенческого возраста «ребенок — взрослый» в раннем детстве сменяется системой отношений «ребенок — предмет — взрослый». Это связано с тем, что, с одной стороны, у ребенка возникают новые потребности, вызы­вающие стремление осуществлять действия с предметами для их познания, а с другой стороны — способ действия с предметом, знание о нем принадлежит взрослому.

Ведущая деятельность. Противоречия, составляющие социальную ситуацию раз­вития ребенка в раннем детстве, определяют то, что в качестве ведущей деятельно­сти возраста выступает предметно-манипулятивная деятельность. Осуществляя действия с предметами, ребенок не просто развивает свои двигательные навыки, но и постигает функции предмета, его социальное назначение и связь с другими предме­тами. Другими словами, ребенок начинает усваивать культурный опыт. Предмет­но-манипулятивная деятельность, по мнению Д. Б. Эльконина, развивается, с одной стороны, по направлению от совместного со взрослыми выполнения действия до самостоятельного выполнения, а с другой стороны, со временем происходит раз­витие средств и способов, которые использует ребенок при осуществлении одно­го и того же предметного действия.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ— от 3 до 6 (7) лет

Задачи развития. Основной задачей дошкольника выступает познание мира межличностных отношений и смысловой основы деятельности взрослых.

Социальная ситуация развития. Развитие познавательных процессов и само­сознания ребенка обусловливает появление у него новых потребностей, в том числе потребности в познании смысловых основ поведения других людей. Наблюдая за общением и деятельностью взрослых, ребенок как бы задает вопрос: «А зачем они это делают?». В то же время, чаще всего ребенок отстранен от активного участия в деятельности и отношениях взрослых. Данное противоречие и образует основу социальной ситуации развития в дошкольном возрасте.

Ведущая деятельность. Для разрешения обозначенного выше противоречия ребе­нок моделирует деятельность взрослых в сюжетно-ролевой игре, которая стано­вится ведущей деятельностью дошкольного возраста. В сюжетно-ролевой игре дети в игровой форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, распределяя между собой соответствующие роли. Структура сюжетно-ролевой игры включает сю­жет и содержание, роль, игровые действия, игровой материал и правила. В сюжете и содержании игры находит выражение моделирование детьми взаимоотношений взрослых в какой-либо сфере. Роль предполагает выполнение ребенком игровых дей­ствий, в символической форме выражающих основные функции какой-то реальной деятельности. В качестве игрового материала дети используют не только игрушки, но и другие предметы, часто неопределенные, и придают им любой необходимый для игры смысл (коробка становится домом, кусок бумаги — ковром и т. д.). То, как необ­ходимо действовать в игре, определяется принятыми правилами.

Игра оказывает важнейшее влияние на различные аспекты психического разви­тия ребенка. В частности, она способствует формированию навыков общения со свер­стниками, становлению произвольного поведения ребенка, развитию его мотиваци-онно-потребностной сферы. Происходят другие изменения, в том числе формируют­ся психические новообразования возраста.

Психические новообразования. По мнению Д. Б. Эльконина, важнейшими ново­образованиями дошкольного возраста является потребность в общественно-значи­мой и оцениваемой деятельности. Центральными новообразованиями этого периода часто признаются соподчинение мотивов и развитие самосознания ребенка. Со­подчинение мотивов означает появление устойчивых (надситуативных) мотивов, ко­торые формируют направленность личности. Развитие самосознания проявляется в способности соотносить свое поведение с нравственными ожиданиями взрослых, в построении на этой основе самооценки, осознании нравственных норм, способ­ности воспринимать себя во временной перспективе.

Особенности познавательного развития дошкольника. В познавательной сфере у ребенка наблюдаются следующие изменения:

□ восприятие становится более осмысленным и произвольным; активно осваи­ваются сенсорные эталоны, позволяющие более точно оценивать цвет, форму и величину объектов;

□ благодаря развитию речи и познавательных интересов повышаются концен­трация, объем, устойчивость внимания, развивается произвольное внимание; □ память, по мнению Л. С. Выготского, в дошкольном возрасте явпяется домини­рующим психическим процессом; благодаря ей ребенок с легкостью запомина­ет самый разнообразный материал; к концу возрастного периода все более активно начинает развиваться способность к произвольному запоминанию;

□ на смену наглядно-действенному приходит наглядно-образное мышление, ког­да в основе мыслительной деятельности все большую роль начинают играть представления (образы);

□ очень активно развивается речь, возрастает ее выразительность, логичность, осознанность, значительно расширяется словарный запас,

□ благодаря игре, изобразительной деятельности развивается воображение дош­кольника, которому свойственны яркая эмоциональная окраска, фантазии.

Особенности развития эмоциональной, волевой и мотивационной сферы. Эмоциональная сфера ребенка в большей мере, по сравнению с предыдущим возраст­ным периодом, становится регулируемой: ребенок часто способен управлять своими эмоциями, выражать их в приемлемых формах. Развитие воли обусловлено формиру­емой произвольностью познавательных процессов и необходимостью поступать в различных ситуациях в соответствии с требованием взрослых. По мере разви­тия внешний контроль заменяется воображаемым, и ребенок все в большей мере способен к управлению своим поведением. В мотивационной сфере наблюдается придание одним мотивам преимущества, что и позволяет говорить об избира­тельности поведения ребенка, о формировании у него соподчинения мотивов. Чаще всего наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение.

Показатели благоприятного — неблагоприятного развития. В дошкольном возрасте усиливаются стремления ребенка к познанию окружающего мира. Внешняя активность ребенка связана как с дальнейшим познанием предметного мира, так и с изучением отношений между людьми. Если эти стремления дошкольника реализу­ются, у него, по мнению Э. Эриксона, формируется инициатива В обратном случае, когда активность ребенка «тормозится», любопытство пресекается необоснованны­ми наказаниями, у него могут сформироваться пассивность и чувство вины.

Кризис семи лет. В основе кризиса семи лет лежит симптом, который Л. С. Выгот­ский обозначил как «симптом потери непосредственности». Он заключается в том, что между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент — прогнозирование последствий деятельности. Ребенок как бы задается вопросом: «Как мои действия будут восприняты взрослыми и понравится ли это мне''». Другими ела вами, впервые отчетливо проявляется эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. Дошкольник утрачивает ту непосредственность, спонтанность, не­произвольность, которая была ему преимущественно свойственна до этого. Во мно­гом это обусловлено развитием рефлексии, осознанием себя, попыткой понять моти­вы и объяснить те или иные поступки других людей. В качестве симптомов кризиса семи лет выделяются потеря непосредственности, манерничанье, симптом «горькой конфеты», указывающий на способность ребенка к внутренним переживаниям.

Запоминание — это процесс памяти, в результате которого происходит закреп­ление новой информации путем связывания ее с информацией, усвоенной ранее. Запоминание бывает кратковременным, долговременным, оперативным, произ­вольным и непроизвольным.

На продуктивность запоминания информации влияют многочисленные факторы. Условно можно говорить об объективных (независимых от индивида) и субъектив­ных (связанных с особенностями индивида) причинах эффективного запоминания (см. «Психология в схемах»).

В экспериментальных исследованиях В. Д. Шадрикова и Л. В. Черемошкиной выделе­ны следующие приемы, повышающие результативность запоминания (иногда их называют мнемическими приемами) (приводится по: Рогов А. И. Психология. М 2004):

группировка — разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям, законам гештальта и т. д.);

выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания;

план — совокупность опорных пунктов;

классификация — распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков;

структурирование — установление взаимного расположения частей, состав­ляющих целое, внутреннего строения запоминаемого;

схематизация — изображение или описание чего-либо в основных чертах или в виде упрощенного представления запоминаемой информации;

аналогия -- установление сходства, подобия в определенных отношениях пред­метов, явлений, понятий;

мнемотехнические приемы — совокупность готовых, известных способов запо­минания;

перекодирование -- вербализация, или проговаривание, называние, представ­ление информации в образной форме, преобразование информации на основе семан­тических, фонематических и других признаков;

достраивание запоминаемого материала и привнесение в запоминаемое субъектом: использование вербальных посредников, объединение и привнесение чего-либо по ситу-ативным признакам;

серийная организация материала — установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, по времени, упорядочивание в пространстве и т. д.; ассоциации — установление связей по сходству, смежности или противопо­ложности;

повторение—сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы циркуля­ции информации, являющиеся универсальными и фундаментальными.

Запоминание как один из процессов памяти связано с запечатлением в психике той информации, которая воздействует на наши органы чувств или является продуктом мьюли-гппьиой деятельности. Для последующего использования этой информации необходимо, чтобы она была сохранена в психике.