logo
ПСИХОЛОГИЯ ШПОРЫ

Психологические характеристики сознания

Рассмотрим основные психологические характеристики сознания.

АКТИВНОСТЬ — указывает на то, что при сознательном отражении действитель­ности человек выступает в качестве активного, а не пассивного начала, что выра­жается в выделении наиболее значимого, в способности определять приоритеты своей деятельности и поведения.

ИНТЕНЦИОНАЛЫНОСТЬ — сознание человека всегда направлено на какой-либо объект. Благодаря этому свойству сознания человек различает субъект и объект, i е. то, что принадлежит «Я» человека и его «не Я».

РЕФЛЕКСИВНОСТЬ — способность человека направлять сознание на свой вну-Фенний мир и вследствие этого познавать себя. Человек накапливает информацию > своих качествах, состояниях, сравнивает ее со своим опытом, идеалами, с опытом других людей. МОТИВАЦИОИНО-ЦЕННОСТНАЯ ПРИРОДА — сознательное отражение действи­тельности человеком пристрастно. Пристрастность определяется доминирующими мотивами и личными ценностями конкретного человека.

УРОВЕНЬ ЯСНОСТИ — степень осознания человеком отражаемых в данный момент объектов.

Понятие сознания употребляется в психологии в смысле, отвечающем приведенным выше его основным характеристикам. Человек, у которого сохранено ясное сознание, оценивает вновь поступающую в мозг информацию с учетом уже имеющихся у него знаний и выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к другим людям и к обстановке деятельности и на основе всех этих данных управляет своим поведением.

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко):

бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамичес­кие свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы;

рефлексивное сознание (сознание для сознания), включающее в себя; 1) значение; 2) смысл. Значение — содержание общественного сознания, усваи­ваемое человеком, — это могут быть операционные, предметные, вербальные, житейские и научные значения — понятия. Смысл — субъективное понимание и отношение к ситуации, информации.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффектив­ного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т. е. образ действия должен вписы ваться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (содержание рефлексивного сознания). Мир производственной, предметно практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, образов, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Сознание рождается в бытии, отражает бытие, творит бытие.

Безсознательное-совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Понятие самосознания

На определенном этапе развития психики у человека возникает самосознание.

С-высший уровень развития психики человека, связанный с осознанием и оценкой человеком своих психологических особенностей, на основе которых формируется целостная система представлений о себе.

Самосознание часто отождествляют с Я-концепцией, хотя иногда последнюю представляют как результат самосознания. Формируемый самосознание образ «Я» не сводится к простому осознанию своих отдельных черт и качеств. В образе «Я» имеет место не столько самоописание, сколько самоопределение, которое связано с ответами на такие вопросы, как: «Кто я? Чего я хочу? Каковы мои возможности?».

Самосознание выполняет важные функции в жизни человека:

□ формирование себя как личности (самоопределение);

□ сохранение устойчивости «Я» при негативных воздействиях внешних факто­ров (самозащита)

рамитии самосознания в С. Мерлин выделяет ряд этапов: I I .....танин шпичии спГн си остального мира;

0 сомнение «Я» как активного начала субъекта деятельности;

1 I .....шиши >нои« психических «.нойств.

□ формирование социально-нравственной самооценки, развитие самоуважения. Один иа зарубежных исследователей Я-концепции Р. Берне выделяет в ней

образ «Я», самооценку и потенциальную поведенческую реакцию. Исходя из этого в самосознании выделяют три взаимосвязанных компонента:

познавательный (когнитивный) — образ своих познавательных и личност­ных свойств, внешности и др.;

эмоциональный — самоуважение, самолюбие, самокритичность.

поведенческий (волевой) — сгремление быть понятым, завоевать симпа­тии, скрыть свои недостатки, повысить личностный статус и др.

Самосознание включает четыре уровня (приводится по Л. Д. Столяренко):

непосредственно-чувственный (самоощущение процессов в организме, обеспечивающее простейшее самопознание, идентификацию своей личности);

целостно-образный (осознание себя как деятельного начала и стремление к самосовершенствованию через использование имеющихся задатков);

интеллектуально-аналитический (осознание содержания собственных мыслительных процессов через самонаблюдение и самоанализ);

целенаправленно-деятельностный (анализ предыдущих уровней с выхо­дом на самооценку, самоконтроль, самокритику, самовыражение, самомоти­вацию).

С самосознанием личности тесно связана самооценка.