Психологические характеристики сознания
Рассмотрим основные психологические характеристики сознания.
АКТИВНОСТЬ — указывает на то, что при сознательном отражении действительности человек выступает в качестве активного, а не пассивного начала, что выражается в выделении наиболее значимого, в способности определять приоритеты своей деятельности и поведения.
ИНТЕНЦИОНАЛЫНОСТЬ — сознание человека всегда направлено на какой-либо объект. Благодаря этому свойству сознания человек различает субъект и объект, i е. то, что принадлежит «Я» человека и его «не Я».
РЕФЛЕКСИВНОСТЬ — способность человека направлять сознание на свой вну-Фенний мир и вследствие этого познавать себя. Человек накапливает информацию > своих качествах, состояниях, сравнивает ее со своим опытом, идеалами, с опытом других людей. МОТИВАЦИОИНО-ЦЕННОСТНАЯ ПРИРОДА — сознательное отражение действительности человеком пристрастно. Пристрастность определяется доминирующими мотивами и личными ценностями конкретного человека.
УРОВЕНЬ ЯСНОСТИ — степень осознания человеком отражаемых в данный момент объектов.
Понятие сознания употребляется в психологии в смысле, отвечающем приведенным выше его основным характеристикам. Человек, у которого сохранено ясное сознание, оценивает вновь поступающую в мозг информацию с учетом уже имеющихся у него знаний и выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к другим людям и к обстановке деятельности и на основе всех этих данных управляет своим поведением.
Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко):
□ бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы;
□ рефлексивное сознание (сознание для сознания), включающее в себя; 1) значение; 2) смысл. Значение — содержание общественного сознания, усваиваемое человеком, — это могут быть операционные, предметные, вербальные, житейские и научные значения — понятия. Смысл — субъективное понимание и отношение к ситуации, информации.
На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т. е. образ действия должен вписы ваться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (содержание рефлексивного сознания). Мир производственной, предметно практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, образов, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Сознание рождается в бытии, отражает бытие, творит бытие.
Безсознательное-совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Понятие самосознания
На определенном этапе развития психики у человека возникает самосознание.
С-высший уровень развития психики человека, связанный с осознанием и оценкой человеком своих психологических особенностей, на основе которых формируется целостная система представлений о себе.
Самосознание часто отождествляют с Я-концепцией, хотя иногда последнюю представляют как результат самосознания. Формируемый самосознание образ «Я» не сводится к простому осознанию своих отдельных черт и качеств. В образе «Я» имеет место не столько самоописание, сколько самоопределение, которое связано с ответами на такие вопросы, как: «Кто я? Чего я хочу? Каковы мои возможности?».
Самосознание выполняет важные функции в жизни человека:
□ формирование себя как личности (самоопределение);
□ сохранение устойчивости «Я» при негативных воздействиях внешних факторов (самозащита)
■ рамитии самосознания в С. Мерлин выделяет ряд этапов: I I .....танин шпичии спГн си остального мира;
0 сомнение «Я» как активного начала субъекта деятельности;
1 I .....шиши >нои« психических «.нойств.
□ формирование социально-нравственной самооценки, развитие самоуважения. Один иа зарубежных исследователей Я-концепции Р. Берне выделяет в ней
образ «Я», самооценку и потенциальную поведенческую реакцию. Исходя из этого в самосознании выделяют три взаимосвязанных компонента:
□ познавательный (когнитивный) — образ своих познавательных и личностных свойств, внешности и др.;
□ эмоциональный — самоуважение, самолюбие, самокритичность.
□ поведенческий (волевой) — сгремление быть понятым, завоевать симпатии, скрыть свои недостатки, повысить личностный статус и др.
Самосознание включает четыре уровня (приводится по Л. Д. Столяренко):
□ непосредственно-чувственный (самоощущение процессов в организме, обеспечивающее простейшее самопознание, идентификацию своей личности);
□ целостно-образный (осознание себя как деятельного начала и стремление к самосовершенствованию через использование имеющихся задатков);
□ интеллектуально-аналитический (осознание содержания собственных мыслительных процессов через самонаблюдение и самоанализ);
□ целенаправленно-деятельностный (анализ предыдущих уровней с выходом на самооценку, самоконтроль, самокритику, самовыражение, самомотивацию).
С самосознанием личности тесно связана самооценка.
- Психологические характеристики сознания
- Психологические особенности развития и формирования самосознания младших школьников
- Индивидуальные особенности внимания младших школьников
- Психологическая готовность в структуре общей готовности к обучению
- Виды психологической готовности
- Следующие виды:
- Направленность в структуре личности
- 1) Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность; 2) процесс формирования мотива.
- Акцентуации характера
- Структура характера
- Человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
- Современные теории личности
- Свойства темперамента
- Физиологические основы темперамента
- Типы и причины педагогических конфликтов
- Стадии протекания конфликта
- Волевые качества личности
- Понятие о воображении
- Психологические особенности и развитие воображения младших школьников
- Физиологические механизмы эмоций и чувств
- Понятие о восприятии
- Свойства восприятия
- Особенности и развитие восприятия младших школьников
- Биологическое и социальное в личности
- Привычки
- Педагогические способности
- Понятие эмоций и чувств в психологии
- Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы младших школьников
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Понятие о характере
- Формы направленности личности
- Убеждение-система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
- Понятие о способностях
- Природа способностей
- Виды способностей
- Развитие способностей у младших школьников
- Функции сознания:
- Понятие о памяти
- Виды памяти
- Процессы памяти
- Психологические особенности и развитие памяти младших школьников
- Понятие познавательной сферы
- Психические явления, обеспечивающие познание человеком окружающей действительности с целью наиболее эффективной адаптации к ней или ее изменения в соответствии с потребностями.
- Понятие о мышлении
- К основным формам мышления относят понятие, суждение и умозаключение.
- Виды мышления
- Психологические особенности мышления и речи младших школьников
- Физиологические основы внимания
- Характеристика рассеянности внимания
- Понятие о воле
- Структура волевого акта
- Физиологические механизмы ощущений
- Индивидуальный стиль деятельности педагога
- Свойства ощущений
- Понятие о психодиагностике
- Этапы диагностической работы
- Физиологические основы восприятия
- Младший школьный возраст как объект внимания психологов
- Развитие личности в младшем школьном возрасте
- Виды восприятия
- Краткая характеристика психического развития в дошкольном детстве
- Классификация методов психологии
- Основные способы возникновения воображения
- Особенности развития эмоциональной, волевой и мотивационной сферы.
- Виды воображения
- Предмет психологии
- Понятие психики. Связь психики с работой мозга
- Отрасли психологии
- Принципы психологии
- Этапы диагностической работы
- Подростковый возраст
- Этапы психологического исследования
- Принципы психологии
- Задачи психологии
- Индивидуализация обучения
- Индивидуальный подход в воспитании
- Развитие психики
- II. Стадия перцептивной психики
- Сущность педагогического взаимодействия
- Педагогическое взаимодействие —
- Тесты и тестирование
- Сущность и роль речи в познании
- Операции мышления
- Стадиальность психического развития
- Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину