logo
ПСИХОЛОГИЯ ШПОРЫ

Типы и причины педагогических конфликтов

Существуют разные типологии педагогических конфликтов. Так Н. В. Самоуки-на выделяет три группы педагогических конфликтов:

1. Мотивационные конфликты, возникающие по причине слабой мотивации учеб­ной деятельности школьников.

2. Конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе.

3. Конфликты взаимодействия учащихся между собой, учителей и школьников, учителей и администрации.

Другой автор, М. М. Рыбакова, связывает конфликты с различными педагогичес­кими ситуациями, выделяя конфликты деятельности, конфликты поведения (поступ­ков), конфликты отношений.

Педагогические конфликты могут возникать в разных системах отношений. По мнению Н. И. Леонова, собственно педагогическими можно считать конфликты, возникающие в системе «учитель — ученик», преодоление которых предполагает использование специфической технологии. Именно они являются самыми распрост­раненными, разрешение которых требует от учителя определенного профессиональ­ного мастерства и психологической компетентности. Однако часто педагогическими называют конфликты и в других системах отношений: «учитель — классный коллек­тив», «учитель — учитель», «учитель — Я», «учебный класс — учебный класс».

Можно выделить следующие типы педагогических конфликтов:

□ в зависимости от участников конфликта — внутриличностные конфликты, меж­личностные, личностно-групповые и межгрупповые конфликты;

□ в зависимости от предмета конфликта — конфликты ценностей, конфликты ин­тересов, конфликты средств достижения целей, конфликты потенциалов, кон­фликты правил взаимодействия;

□ в зависимости от социальных последствий — конструктивные конфликты (спо­собствуют развитию социальной системы) и деструктивные конфликты (созда­ют социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы);

□ в зависимости от длительности и напряженности конфликта — бурные быстро­текущие конфликты, острые длительные конфликты, слабовыраженные и вяло­текущие конфликты, слабовыраженные и быстротекущие конфликты.

Условия, которые порождают педагогические конфликты, можно рассматривать как пред­посылки возникновения конфликтов. Предпосылки бывают объективные и субъективные. К объективным предпосылкам относятся условия и обстоятельства, в которых скрыты ре­альные объективные противоречия, являющиеся источниками конфликтной ситуации.

Субъективные предпосылки конфликта связаны с индивидуальными особеннос­тями людей, имеющих свои специфические интересы и цели деятельности, черть характера и психологические качества, потребности и мотивы деятельности. В каче­стве субъективных предпосылок педагогического конфликта могут выступать отрица­тельное отношение к учителю и предмету, личностные и индивидуально-типологи­ческие особенности учителя и учащихся.

Причины педагогических конфликтов в различных системах отношений рас­сматривает Г. И. Козырев. Вслед за ним мы обозначим некоторые из них. В системе отношений «учитель — ученик»:

□ нарушение дисциплины на уроке;

□ плохое выполнение домашних заданий;

□ нездоровые отношения между учениками;

□ оскорбления со стороны учителя, грубость, несдержанность;

□ необъективность при оценке знаний;

□ неподготовленное домашнее задание или пропуски уроков.

Это наиболее типичные причины конфликтов в системе отношений «учитель — ученик». Однако, можно рассматривать специфические причины этих педагогических конфликтов, характерные для детей разных возрастных периодов (Ильин, Е. П. Пси­хология Е. П. Ильин. СПб., 2004. С. 388—391).

В системе отношений «учитель — учитель»:

□ нетактичное отношение друг к другу;

□ неудобное расписание;

□ перекладывание чужих обязанностей;

□ неравномерное распределение педагогической нагрузки. В системе отношений «учитель — родители»:

□ самоустранение родителей от процесса обучения и воспитания;

□ предвзятое отношение к ребенку со стороны учителя.