Биологическое и социальное в личности
При рассмотрении проблем личности важно учитывать, что психическая организация — это один из уровней жизни человека. Кроме этого мы можем говорить и о других уровнях, например, биологическом, социальном, духовном (см. схему).
Одно из центральных мест в психологической науке занимает проблема соотношения в личности биологического и социального. Очевидно, что человек — это, с одной стороны, биологическое существо, высокоорганизованное животное (принадлежащее к классу млекопитающих). С другой стороны, человек приобретает свою суть потому, что он существо общественное, т. е. он развивается только при условии включения в общественные отношения.
Изучение биологических характеристик человека в психологии связано с анализом того, как органическое, природное проявляется в психическом и влияет на него. Во многих исследованиях установлены многочисленные связи между биологическим и психическим, социальным и психическим, психическим и духовным. Психологи, говоря о процессе биологического развития, пользуются термином «созревание».
В науке однозначно не установлено, в какой степени наше поведение определяется созреванием, а в какой — научением. Процессы созревания младенца, например, имеют определенную последовательность: он сначала садится, затем встает и, наконец, идет. Но и в этот, во многом природно обусловленный процесс, могут «вмешаться» другие факторы (лекарства, плохое питание, болезнь, запреты или эмоциональное напряжение и др.). С другой стороны, мы можем отчетливо наблюдать, как благодаря научению, регулярным упражнениям человек добивается выдающихся результатов в различных сферах.
Природные, биологические характеристики человека — это важные предпосылки, необходимые условия психического развития, но сами по себе они не определяют ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. В формировании важнейших личностных характеристик, направленности и характера роль биологического незначительна, в то время как значение социального опыта, воспитания исключительно велико. Поэтому мы можем утверждать, что вопрос о соотношении биологического и социального в личности имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
- Психологические характеристики сознания
- Психологические особенности развития и формирования самосознания младших школьников
- Индивидуальные особенности внимания младших школьников
- Психологическая готовность в структуре общей готовности к обучению
- Виды психологической готовности
- Следующие виды:
- Направленность в структуре личности
- 1) Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность; 2) процесс формирования мотива.
- Акцентуации характера
- Структура характера
- Человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
- Современные теории личности
- Свойства темперамента
- Физиологические основы темперамента
- Типы и причины педагогических конфликтов
- Стадии протекания конфликта
- Волевые качества личности
- Понятие о воображении
- Психологические особенности и развитие воображения младших школьников
- Физиологические механизмы эмоций и чувств
- Понятие о восприятии
- Свойства восприятия
- Особенности и развитие восприятия младших школьников
- Биологическое и социальное в личности
- Привычки
- Педагогические способности
- Понятие эмоций и чувств в психологии
- Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы младших школьников
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Понятие о характере
- Формы направленности личности
- Убеждение-система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
- Понятие о способностях
- Природа способностей
- Виды способностей
- Развитие способностей у младших школьников
- Функции сознания:
- Понятие о памяти
- Виды памяти
- Процессы памяти
- Психологические особенности и развитие памяти младших школьников
- Понятие познавательной сферы
- Психические явления, обеспечивающие познание человеком окружающей действительности с целью наиболее эффективной адаптации к ней или ее изменения в соответствии с потребностями.
- Понятие о мышлении
- К основным формам мышления относят понятие, суждение и умозаключение.
- Виды мышления
- Психологические особенности мышления и речи младших школьников
- Физиологические основы внимания
- Характеристика рассеянности внимания
- Понятие о воле
- Структура волевого акта
- Физиологические механизмы ощущений
- Индивидуальный стиль деятельности педагога
- Свойства ощущений
- Понятие о психодиагностике
- Этапы диагностической работы
- Физиологические основы восприятия
- Младший школьный возраст как объект внимания психологов
- Развитие личности в младшем школьном возрасте
- Виды восприятия
- Краткая характеристика психического развития в дошкольном детстве
- Классификация методов психологии
- Основные способы возникновения воображения
- Особенности развития эмоциональной, волевой и мотивационной сферы.
- Виды воображения
- Предмет психологии
- Понятие психики. Связь психики с работой мозга
- Отрасли психологии
- Принципы психологии
- Этапы диагностической работы
- Подростковый возраст
- Этапы психологического исследования
- Принципы психологии
- Задачи психологии
- Индивидуализация обучения
- Индивидуальный подход в воспитании
- Развитие психики
- II. Стадия перцептивной психики
- Сущность педагогического взаимодействия
- Педагогическое взаимодействие —
- Тесты и тестирование
- Сущность и роль речи в познании
- Операции мышления
- Стадиальность психического развития
- Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину