logo
ПСИХОЛОГИЯ ШПОРЫ

Сущность и роль речи в познании

Речь чаще всего определяется как форма общения людей, опосредствованная языком. Однако следует отметить, что речь как психический феномен изучается в психологии в двух основных проявлениях: как средство передачи информации в процессе межличностного взаимодействия (в приведенном определении отражена именно эта функция); как средство мышления в познавательной дея­тельности. В рамках рассматриваемой темы нас будет интересовать прежде всего последнее. Что же касается рассмотрения речи как средства общения, то эти вопросы подробно рассматриваются в социальной психологии.

Выделяют 4 основные функции речи:

D выражение — указывает на то, что благодаря речи мы имеем возможность высказать свое отношение к определенном объекту, ситуации, человеку;

□ сообщение — связано с тем, что именно посредством слов, в основном, идет обмен информацией между людьми;

□ обозначение — выражается в придании названия предметам и явлениям;

□ воздействие — посредством речи мы оказываем влияние на мысли, эмоции, поведение других людей.

С функциями речи непосредственно связаны и ее основные свойства:

О содержательность — объем и глубина выраженной в речи информации;

□ понятность — умение индивида использовать слова, предложения, адекват­ные ситуации и партнеру, употреблять нужные понятия;

□ выразительность — эмоциональная насыщенность и окраска, содержание образных выражений, метафор, способность вызвать отклик в собеседнике;

( О воэдейственность — способность влиять на других людей (их убеждения, эмоции, мотивацию и т. д.). Речь предполагает использование языка.

ЯЗЫК—система знаков, выступающая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, а также способом передачи информации от поколения к поколению.

Язык является общим для народа, говорящего на нем, в то время как речь всегда субъективна и неповторима, зависит от конкретного человека Всякий язык имеет определенную систему слов с соответствующими значениями (лексический состав языка), определенную систему форм слов и словосочетаний (грамматика языка> и определенный звуковой состав (фонетика языка).

Выделяют различные виды речи.

По тому, связана речь с обращением к другим людям или нет, выделяют внутреннюю и внешнюю речь.

Внутренняя речь связана с использованием языка вне процессов реального общения между людьми. При этом различают 3 типа внутренней речи: 1) «речь про себя» — внутреннее проговаривание, наблюдаемое, например, при решении трудных мыслительных задач; в данном случае она соответствует структуре внешний речи; 2) речь как средство мышления; при этом различные понятия и суждения могут быть «свернуты», закодированы в виде соответствующих схем, образов, и, соответствен­но, данный тип не соответствует структуре внешней речи; 3) речь как средство вну­треннего программирования — использование слов для оказания воздействия на свое состояние, эмоции, мотивацию.

Внешняя речь ориентирована на других людей и характеризуется передачей при помощи языка необходимой информации. Внешняя речь, в свою очередь, может быть письменной и устной. Письменная речь — общение посредством слов, выра­женных в письменных текстах. Для данной речи характерна достаточно сложная композиционно-структурная организация, особые (в отличие от устной речи) стиль и грамматическое построение Чтение — восприятие текстовой информации. Чтение письменной речи про себя отличается высокой скоростью (скорость чтения превы­шает процесс говорения в среднем в три раза).

Устная речь — словесное общение при помощи языка, воспринимаемое на слух. В устной речи условно можно выделить два процесса: говорение и аудирование. Говорение — процесс непосредственного обращения к собеседнику при помощи слов. Выделяют две основные характеристики данного процесса — объем высказываемых фраз и темп речи. Аудирование — процесс восприятия устной речи, обусловленный особенностями субъекта и объекта общения, содержанием передаваемой информа­ции, ситуацией и др. Важно, чтобы в ходе общения человек не только понял содержа­ние сообщения, но и был способен воспринимать скрытый подтекст и эмоциональное состояние говорящего.

Устная речь может быть в форме диалога или монолога. Диалогическая (раз­говорная) речь — вид речи, характеризующийся тем, что в ходе общения происходит активный обмен информацией между двумя и более собеседниками. Как правило, данная речь основана на использовании простейших форм речи, не требует развернутых положений, содержит эмоциональную окраску.

Монологическая речь — речь, произносимая одним человеком и направленная на определенную аудиторию В отличие от диалогической, монологическая речь, как правило, более сложна, логична, содержательна.

В психологии также иногда выделяют активную и пассивную речь. Активная речь связана с говорящим, пассивная — речь слушающего (считается, что слушатель про себя часто повторяет слышимое).

Для понимания особенностей психического развития ребенка важно также опре­делить и еще один вид речи — эгоцентрический.

ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ РЕЧЬ-речь ребенка, обращенная к самому себе, позволяющая ему управлять и контролировать свою деятельность.

По мнению Л. С. Выготского, эгоцентрическая речь — своего рода переходный этап между внешней и внутренней речью. Сначала ребенок пассивно воспринимает речь других людей, затем вслух обращается к себе для регуляции своих действий, а на основе этого впоследствии формируется внутренняя речь и развивается его мышление.

Таким образом, речь, являясь средством коммуникации между людьми, выпол­няет и другую важнейшую функцию — выступает средством мыслительной деятельности человека. В своих работах Л. С. Выготский убедительно показал, что формирование высших психических функций (произвольности и осознанности позна­вательных процессов) осуществляется благодаря речи. Об этом свидетельствуют факты, когда речевые нарушения сказываются на развитии всех сторон психической организации человека, и особенно на интеллектуальной сфере.