logo
ПСИХОЛОГИЯ ШПОРЫ

Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину

В основе периодизации Даниила Борисовича Эльконина лежит ряд фундамен­тальных положений культурно-исторической теории, разработанной Л. С. Выготским, а также идея о «ведущей деятельности», обоснованная А. Н. Леонтьевым в рамках деятельностного подхода.

Д. Б. Эльконин исходил из предположения, что психическое развитие ребенка во многом определяется познанием двух граней окружающей действительности — предметного мира и мира человеческих отношений. Поэтому ребенок всегда вклю­чен в две системы отношений: «человек — предмет» и «человек — человек». Предметный мир отражает то, что было создано человечеством за всю историю существования. Каждый предмет для ребенка представляет интерес не только как объект с определенными физическими свойствами, но и как объект, имеющий опре­деленное социальное значение, а также предполагающий возможность его использо­вания для удовлетворения потребностей. Для этого особое значение имеет усвое­ние социально выработанных способов действий с предметами. Мир отношений ребенка с другими людьми позволяет ему «войти в общество». Ведь взрослый по­мимо того, что является субъектом определенных индивидуально-психологических особенностей, в то же время посредством выполнения различных социальных ро­лей (в профессии, семье, других сферах) помогает ребенку усвоить необходимые нормы отношений между людьми.

В своей периодизации Д. Б. Эльконин обращается к понятию «ведущая деятель­ность», введенному А. Н. Леонтьевым. Освоение выделенных систем отношений, по мнению Д. Б. Эльконина, происходит в разных видах деятельности. Но он считает, что можно выделить две группы «ведущих деятельностей». Первую группу образуют дея­тельности, которые способствуют усвоению ребенком норм отношений между людьми:

□ непосредственно-эмоциональное общение младенца;

□ ролевая игра дошкольника;

□ интимно-личностное общение подростка.

Эти деятельности значительно отличаются друг от друга по содержанию и глуби­не, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело, глнпным обра­зом, с системой отношений «ребенок — общественный взрослый», или, шире, «чело­век — человек».

Во вторую группу входят деятельности, направленные на усвоение общественно выработанных способов действий с предметами (система отношений «человек — предмет»):

□ предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста;

О учебная деятельность младшего школьника, □ учебно-профессиональная деятельность старшеклассника. Д. Б. Эльконин считает, что в деятельностях первой группы главным нПраяом разви­вается мотивационно-потребностная сфера, в деятельностях второй группы позна­вательная сфера. Развитие этих сфер — два важнейших направлении психического развития человека. Признавая, что эти два направления образуют единый процесс развития личности, ученый полагал, что на каждом возрастном этапе преимуществен­ное развитие получает одно из них. Ребенок поочередно осваивает синпмы отноше­ний «человек — человек» и «человек —предмет», что определяет закономерное чере­дование и развитие соответствующих сфер. Базируясь на таком понимании. Д Б. Эль­конин формулирует закон периодичности: «К каждой точке своего развили ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из отношений "человек — человек", и тем, что он усвоил из системы отношений "человек — предмет". Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кри­зисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала о предшествую­щий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».

В периодизации Д. Б. Эльконина рассматривается отрезок жизни человека с рожде­ния до вступления во взрослую жизнь. Но для глубокого понимания общих возрастных закономерностей психического развития важно анализировать всю жизнь человека, а потому рассмотрим одну из наиболее известных зарубежных периодизаций разви­тия, разработанную Э. Эриксоном.

При из-иожении учебного материала нашего курса мы будем исходить из периодизации, ко-|"|)ой в своем учебнике придерживаются российские авторы И. Ю. Кулагина и II Н. Колюцкий. Они выделяют:

□ младенчество — до 1 года;

П раннее детство — от 1 года до 3 лет;

□ дошкольное детство — от 3 до 6 (7) лет;

П младший школьный возраст — от 7 до 11 лет; U подростковый возраст — от 11 до 15 лет;

□ старший школьный возраст (ранняя юность) — 16—17 лет;

□ юность — от 17 до 20—23 лет; П молодость — от 20 до 30 лет;

П зрелость — от 30 до 60—70 лет;

I 1 поздняя зрелость — после 60—70 лет.

32