logo
ПСИХОЛОГИЯ ШПОРЫ

Подростковый возраст

Границы возраста — от 11 до 15 лет. Существуют и другие взгляды на возрастные границы подросткового возраста. Наблюдаются также индивидуальные различия вступ­ления в данный возраст, обусловленные разным темпом биологического созревания. Задачи развития. Основная задача подросткового возраста связана с необходи­мостью формирования целостной идентичности (образа своего «Я») на фоне обостре­ния ряда противоречий (между физиологическим и социальным развитием; между но­выми потребностями и устаревшими подходами в межличностных отношениях и др.).

Социальная ситуация развития. На характер социальной ситуации развития в подростковом возрасте влияют многие факторы. В частности, в это время интенсив­но идет физическое развитие (стремительный рост тканей и систем организма, увели­чение массы тела и т. д.), происходит половое созревание. Эти процессы во многом влияют на появление у подростков чувства тревоги, ранимости, уязвимости, напряжен­ности, обеспокоенности внешним видом. В то же время биологическое созревание во многом определяет возникновение у них устойчивого стремления к проявлению неза­висимости, самостоятельности. Этому также способствуют изменения в познаватель­ной сфере и развитие сознания. С другой стороны, очень часто ближайшее окружение (в первую очередь, родители и другие взрослые) существенным образом не меняют своего отношения и относятся к подростку, как к ребенку. Это и вызывает одно из важ­нейших противоречий подросткового возраста, которое во многом определяет харак­тер социальной ситуации развития.

Ведущая деятельность. Противоречие между стремлением подростка к незави­симости и сохранением прежнего отношения к нему со стороны взрослых (как к ре­бенку) обусловливает то, что ведущую позицию в этот период начинает занимать интимно-личностное общение со сверстниками. В общении со сверстниками под­росток удовлетворяет важные для него потребности в понимании, самоутверждении, информации. Оценки сверстников часто начинают приобретать больший вес, нежели оценки учителей и родителей. По мнению Д. И. Фельдштейна, важное значение для подростка имеет и общественно-полезная деятельность, благодаря которой он ре­ализует свои стремления к самостоятельности и самоутверждению.

Психические новообразования. По мнению Л. С. Выготского, центральным новооб­разованием подросткового образа является чувство взрослости (отношение подростка к себе, как к взрослому). Т. В. Драгунова считает, что взрослость подростка проявляется:

а) в подражании внешним проявлениям взрослых;

б) стремлении сформировать качества взрослого;

в) сотрудничестве со взрослым, который воспринимается как образец деятельности;

г) интеллектуальной взрослости. Выделяют и другие новообразования подростко­вого возраста: абстрактное мышление; развитие рефлексии и самосознания; ав­тономная мораль и др.

Особенности познавательного развития подростков. Важнейшими особен­ностями познавательного развития подростков являются:

□ развитие абстрактного мышления (в терминологии Ж. Пиаже, с 11 (12) лет на­чинается стадия формальных операций), что выражается в способности к обоб­щениям, классификациям и другим мыслительным операциям;

□ «интеллектуализация» восприятия, благодаря чему подростки способны отра­жать косвенные признаки, связи и отношения объектов;

□ развитие смысловой памяти (учебный материал все в большей степени усваи­вается в результате его преобразования в наиболее удобную форму), исполь­зование различных мнемонических приемов при запоминании;

□ опосредованность воображения абстрактным мышлением, активное «фанта зерство» и творческая деятельность;

□ расширение словарного запаса; способность к варьированию речью в зависимос­ти от ситуации общения; использование своего сленга в общении со сверстниками

Особенности развития эмоциональной, волевой и мотивационной сферы. В ос нове личностных изменений подростка лежит новый уровень развития самосознания Обращение к самоанализу, рефлексии активизирует процесс построения целостного образа «Я», осознание своих индивидуальных особенностей. В эмоциональной сфере наблюдаются частые тревожность, беспокойство, смены настроения. На возникнове­ние эмоций и чувств значительное влияние оказывает самооценка подростка. Ввиду большой значимости общения со сверстниками, в этот период наблюдается развитие нравственных чувств, способность к доверительным отношениям. Развитие волевой сферы связано с попыткой подростков в большей мере управлять своим поведением. Однако часто наблюдаются определенные «перекосы»: стремление развивать сме­лость может выразиться в излишней агрессивности, советы взрослых воспринима­ются критически, настойчивость часто путается с упрямством и т. д. Мотивационная сфера характеризуется формированием интересов и увлечений, завышенным уров­нем притязаний (самосознание позволяет определить желаемые цели, но жизненного опыта недостаточно, чтобы оценить их реальность), созданием идеалов.

Показатели благоприятного — неблагоприятного развития. Подростковый возраст — важнейший жизненный этап в развитии самосознания. Способность к обобщениям позволяет подростку вырабатывать свою систему эталонов оцен­ки себя, окружающих людей, происходящих событий. При благоприятном развитии у него постепенно происходит переориентация с внешних оценок на внутренние и формируется более адекватная самооценка. При неблагоприятном развитии у подростка наблюдается противоречивая и неадекватная самооценка, часто по­рождающая либо замкнутость, депрессию, либо агрессивное поведение.

Кризис подросткового возраста. Подростковый возраст часто называют кризис­ным и трудным. Это связано с обострением в этот период ряда противоречий, имею­щих как внутренние, так и внешние факторы. Важнейшими внутренними факторами кризиса выступает бурное физическое развитие, половое созревание и психические изменения, вызывающие появление чувства взрослости. В результате у подростка формируется стремление лучше изучить себя и утвердить свое «Я», но используемые при этом способы не всегда дают желаемый эффект. Усложняет ситуацию и ряд вне­шних факторов: многопредметность и усложнение учебной деятельности; отсутствие единых требований учителей; отсутствие понимания со стороны родителей и других людей тех внутренних процессов, которые переживает подросток. Противо­речивость возраста также выражается в том, что, с одной стороны, подросток стре­мится к признанию и позитивному оцениванию его другими людьми (т. е. он зависит от мнений других людей), а с другой стороны, часто проявляет негативизм, критикуя принятые социальные нормы и подвергая сомнению авторитет взрослых. Во многом же кризис подросткового возраста объясняется уникальной и сложной жизненной си­туацией человека в этот период: он уже не ребенок, но его еще не считают и взрослым.