Виды восприятия
В зависимости от наличия цели восприятие разделяют на непреднамеренное и преднамеренном Ноирадиаморенное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непреднамеренным. Непреднамеренно мы воспринимаем самую разную информацию (шум на улице, рекламу в СМИ, разговоры в общественном транспорте и др.). Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит соответствующая цель — человек воспринимает тот или иной объект, потому что это для него важно. Примеры преднамеренного восприятия мы наблюдаем в следующих ситуациях: ученик воспринимает новый учебный материал на уроке; водитель — все, что происходит на дороге; мама на прогулке с ребенком — все, что окружает ее ребенка и с чем он играет. Таким образом, преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность либо выступать как самостоятельная деятельность. Во втором случае можно рассматривать восприятие как наблюдение. При преднамеренном восприятии происходит сознательное сосредоточение на объекте или, другими словами, человек использует произвольное внимание.
Другая классификация восприятия основывается на Форме отражения. Исходя из этого восприятие делится на восприятие движения, восприятие пространства и восприятие времени.
Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза различных ощущений. Важнейшую роль при восприятии пространства играет зрительный анализатор. Зрительное восприятие объекта одновременно двумя глазами называют бинокулярным зрением (см. «Психология в примерах»).
Благодаря способности к трехмерному восприятию человек способен адекватно отражать направление, удаленность, глубину, форму, объем и другие характеристики объекта.
Восприятие движения — свойство восприятия, указывающее на отражение психикой изменений положения предмета в пространстве (направление движения) и во времени (скорость движения). Восприятие движений возможно при активном взаимодействии различных анализаторов — зрительного, слухового, вестибулярного и др. Восприятие времени — постоянно проявляющееся свойство восприятия, имеющее достаточно сложную природу по причине отсутствия четкого физического стимула, его вызывающего. Поэтому пока учеными не обнаружен механизм, определяющий появление соответствующих сенсорных сигналов. В то же время в качестве важных определяющих «биологических часов» часто называются сердечный ритм и метаболизм (то есть обменные процессы) тела.
Восприятие времени в различной степени присутствует в любой деятельности человека, хотя и имеет очень субъективный характер Однако ученые считают, что существуют некоторые общие закономерности восприятия времени: чем больше настоящее наполнено событиями, тем оно субъективно представляется более коротким. Периоды ожидания и бездеятельного время провождения представляются более длительными. При воспоминаниях наблюдается другая ситуация: более содержательные, насыщенные жизненные периоды воспринимаются как более длительные.
Исследования показали, что восприятие времени зависит от характера осуществляемой деятельности: от ее мотивации (при высоком интересе время идет значительно быстрее), структуры, взаимодействия с другими и т. д. Зависит восприятие времени и от возраста человека. В ряде экспериментов доказано, что одно и то же время может пройти дня ребенка значитепьно быстрее, чем для пожилого человека. Также существует зависимость от пере-живаемых психических состояний человека. При подавленности или фрустрации время течет медленно, при положительных эмоциях — очень быстро.
- Психологические характеристики сознания
- Психологические особенности развития и формирования самосознания младших школьников
- Индивидуальные особенности внимания младших школьников
- Психологическая готовность в структуре общей готовности к обучению
- Виды психологической готовности
- Следующие виды:
- Направленность в структуре личности
- 1) Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность; 2) процесс формирования мотива.
- Акцентуации характера
- Структура характера
- Человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
- Современные теории личности
- Свойства темперамента
- Физиологические основы темперамента
- Типы и причины педагогических конфликтов
- Стадии протекания конфликта
- Волевые качества личности
- Понятие о воображении
- Психологические особенности и развитие воображения младших школьников
- Физиологические механизмы эмоций и чувств
- Понятие о восприятии
- Свойства восприятия
- Особенности и развитие восприятия младших школьников
- Биологическое и социальное в личности
- Привычки
- Педагогические способности
- Понятие эмоций и чувств в психологии
- Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы младших школьников
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Понятие о характере
- Формы направленности личности
- Убеждение-система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
- Понятие о способностях
- Природа способностей
- Виды способностей
- Развитие способностей у младших школьников
- Функции сознания:
- Понятие о памяти
- Виды памяти
- Процессы памяти
- Психологические особенности и развитие памяти младших школьников
- Понятие познавательной сферы
- Психические явления, обеспечивающие познание человеком окружающей действительности с целью наиболее эффективной адаптации к ней или ее изменения в соответствии с потребностями.
- Понятие о мышлении
- К основным формам мышления относят понятие, суждение и умозаключение.
- Виды мышления
- Психологические особенности мышления и речи младших школьников
- Физиологические основы внимания
- Характеристика рассеянности внимания
- Понятие о воле
- Структура волевого акта
- Физиологические механизмы ощущений
- Индивидуальный стиль деятельности педагога
- Свойства ощущений
- Понятие о психодиагностике
- Этапы диагностической работы
- Физиологические основы восприятия
- Младший школьный возраст как объект внимания психологов
- Развитие личности в младшем школьном возрасте
- Виды восприятия
- Краткая характеристика психического развития в дошкольном детстве
- Классификация методов психологии
- Основные способы возникновения воображения
- Особенности развития эмоциональной, волевой и мотивационной сферы.
- Виды воображения
- Предмет психологии
- Понятие психики. Связь психики с работой мозга
- Отрасли психологии
- Принципы психологии
- Этапы диагностической работы
- Подростковый возраст
- Этапы психологического исследования
- Принципы психологии
- Задачи психологии
- Индивидуализация обучения
- Индивидуальный подход в воспитании
- Развитие психики
- II. Стадия перцептивной психики
- Сущность педагогического взаимодействия
- Педагогическое взаимодействие —
- Тесты и тестирование
- Сущность и роль речи в познании
- Операции мышления
- Стадиальность психического развития
- Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину