Понятие о характере
Люди по-разному относятся к окружающему миру — другим людям, природе, труду, самим себе. Различные отношения выражаются в поведении, поступках человека. Свойства личности, выражающие отношение человека к действительности, всегда образуют некоторое своеобразное сочетание, представляющее не сумму отдельных особенностей данного человека, а единое целое, которое называют характером.
Слово «характер» в переводе с греческого означает «черта», «печать», «признак». Характер человека накладывает определенный отпечаток на его поведение, на взаимоотношения с другими людьми, является определенным признаком его личности.
ХАРАКТЕР —
индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении
и деятельности. Характер представляет собой неповторимое сочетание психологических качеств, индивидуальных особенностей личности. Между поведением человека и его характером существует теснейшая связь. Выражается это в том, что именно в поведении проявляются особенности характера человека. Человек всегда так или иначе ведет себя — совершает определенные действия, поступки по отношению к окружающему миру и прежде всего по отношению к людям. В поведении проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, вкусы, привычки, желания, степень уверенности или неуверенности в себе и пр. Проявление характера связано с наиболее типичными, повторяющимися реакциями человека на то или иное событие, ситуацию.
Слова, движения, действия, отдельные поступки и поведение в целом позволяют понять характер человека, они как бы высвечивают его внутреннее, скрытое от посторонних глаз содержание. Но, с другой стороны, каждое свойство характера приводит в определенных условиях к совершению тех или иных поступков, накладывает печать на все действия, мысли и чувства человека. Народная мудрость гласит: «Каков характер, таковы и поступки». Самым важным мерилом, показателем характера являются поступки и поведение человека. Человек может говорить о себе всякое, однако поступки показывают, что он есть на самом деле. «Человек отражается в своих поступках», — писал Ф. Шиллер, а Г. Гегель утверждал, что «человек есть не что иное, как ряд его поступков». Особенно отчетливо подлинная сущность характера проявляется в трудных и критических ситуациях.
Поведение человека рассматривается, оценивается прежде всего сточки зрения его взаимоотношений с другими людьми и обществом в целом. При этом оценивается не только сам поступок, но и мотив, побудивший его поступить так, а не иначе. Каждый, кто хочет понять человека, начинает с поиска причин его действий, поступков, отношений. Важно проникнуть в мотивы (а это так не просто!), которыми руководствуются люди, избирая тот или иной способ поведения, иными словами, узнать, ради чего предпринимаются усилия. Только зная мотив, внутреннее побуждение, мы можем правильно судить о действиях того или иного человека, ибо особенности поведения всегда вытекают иа подлинных отношений человека к действительности и, прежде всего, к людям, обществу, самому себе.
Знание основных свойств характера человека с определенной вероятностью позволяет предвидеть его поведение Когда, например, говорят: «У него сложный характер», подразумевай.I чн> у «и>н> чтюнпка существуют проблемы во взаимодействии другими людьми и ■ отношении к самому себе. Если считают, что у человека «сильый характер, то «то, как правило, указывает на развитую волю, способность достигать поставленных целей, жить в соответствии со своими жизненными принципами.
1аким образом, характер — важнейшее индивидуально-психологическое свойство .... ,,„..«► ,1 которое определяет особенности отношения человека к окружающему миру. Ни многом от характера зависит качество всей жизни. Неслучайно китайская поговорка гласит: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу».
Формирование характера у младших школьников
Характер не является врожденным, он формируется под воздействием условий жизни и целенаправленного воспитания. Безусловно, на многие черты характера влияют биологически обусловленные факторы (например, свойства нервной системы). Однако в целом характер подвержен изменениям в ходе всей жизни человека. Особое значение в формировании характера имеет начальный этап жизни человека, включающий в том числе дошкольный и младший школьный возраст.
На формирование характера оказывают влияние в первую очередь условия жизни ребенка, та среда, в которой человек растет и взрослеет, «дух» общества, его мораль и ценностные ориентации. Каналами этого влияния служат общение со взрослыми и сверстниками, книги, радио, телевидение, обычаи, традиции и пр.
Очень сильное влияние на формирование характера оказывают семейные условия, отношения в семье. Часто в науке акцентируется внимание на значимости генетических факторов в сходстве характера членов семьи. Однако не следует забывать и о том факте, что ребенок, регулярно воспринимая поведенческие реакции своих родителей в типичных ситуациях, неосознанно накапливает соответствующие шаблоны, стереотипы, черты характера. По большому счету, пересмотреть их он сможет при высоком уровне развития самосознания, когда способность к рефлексии позволит осознать свои особенности и определить желаемый образ Я.
На формирование характера влияет не только (и не столько) то, как ребенок относится к чему-либо, но и то, как он поступает. Поэтому особая роль в развитии черт характера ребенка принадлежит различным видам деятельности — учебной, игровой, трудовой, изобразительной и др. А. С. Макаренко подчеркивал, что очень важно постоянно упражнять детей в правильном поступке, «организовывать... гимнастику поведения», закреплять его правильные формы.
Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не вырабатываются, какие бы высокие моральные идеи ни прививали ему словесно. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.
С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок сталкивается с рядом новых и строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом класса, школы, чувство товарищества, коллективизм. Основное условие воспитания характера младших школьников состоит в единстве общих требований к ним с индивидуальным подходом к каждому. Первостепенное значение в формировании характера имеет организация личного опыта ребенка, способствующего образованию устойчивых привычек поведения и деятельности. «Характер детей складывается и формируется в реальных действиях и поступках и в той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и в них вплетается. Педагогический процесс как деятельность учителя-воспитателя формирует развивающуюся личность ребенка в меру того, как педагог руководит деятельностью ребенка, а не подменяет ее, — писал С. Л. Рубинштейн. — Всякая попытка воспитателя-учителя "внести'' в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает, как это отлично понимал еще Ушинский, самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств».
Формируя личное поведение ребенка, педагог формирует и личностные свойства ребенка, его мотивационную сферу. Внешне один и тот же поступок, одно и то же отношение детей к занятиям, школе, одноклассникам, учителю, в зависимости от мотивов, из которых они исходят, из целей, которые они более или менее сознательно преследуют, приобретает различный и в отношении педагогической своей ценности иногда прямо противоположный смысл. Учителю необходимо понять подлинные личностные мотивы поведения ребенка, его внутреннее отношение к стоящим задачам. Если учитель знает настоящие мотивы поведения своего ученика, он сможет оптимально взаимодействовать с ним, профессионально грамотно строя учебно-воспитательный процесс, помогая ребенку развивать свои лучшие черты характера, формировать позитивные отношения с одноклассниками.
Ну и самое важное — надо помнить, что особое влияние на формирование характера детей имеют личный пример учителя, его поступки, отношение к детям и своей деятельности.
- Психологические характеристики сознания
- Психологические особенности развития и формирования самосознания младших школьников
- Индивидуальные особенности внимания младших школьников
- Психологическая готовность в структуре общей готовности к обучению
- Виды психологической готовности
- Следующие виды:
- Направленность в структуре личности
- 1) Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность; 2) процесс формирования мотива.
- Акцентуации характера
- Структура характера
- Человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
- Современные теории личности
- Свойства темперамента
- Физиологические основы темперамента
- Типы и причины педагогических конфликтов
- Стадии протекания конфликта
- Волевые качества личности
- Понятие о воображении
- Психологические особенности и развитие воображения младших школьников
- Физиологические механизмы эмоций и чувств
- Понятие о восприятии
- Свойства восприятия
- Особенности и развитие восприятия младших школьников
- Биологическое и социальное в личности
- Привычки
- Педагогические способности
- Понятие эмоций и чувств в психологии
- Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы младших школьников
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Понятие о характере
- Формы направленности личности
- Убеждение-система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
- Понятие о способностях
- Природа способностей
- Виды способностей
- Развитие способностей у младших школьников
- Функции сознания:
- Понятие о памяти
- Виды памяти
- Процессы памяти
- Психологические особенности и развитие памяти младших школьников
- Понятие познавательной сферы
- Психические явления, обеспечивающие познание человеком окружающей действительности с целью наиболее эффективной адаптации к ней или ее изменения в соответствии с потребностями.
- Понятие о мышлении
- К основным формам мышления относят понятие, суждение и умозаключение.
- Виды мышления
- Психологические особенности мышления и речи младших школьников
- Физиологические основы внимания
- Характеристика рассеянности внимания
- Понятие о воле
- Структура волевого акта
- Физиологические механизмы ощущений
- Индивидуальный стиль деятельности педагога
- Свойства ощущений
- Понятие о психодиагностике
- Этапы диагностической работы
- Физиологические основы восприятия
- Младший школьный возраст как объект внимания психологов
- Развитие личности в младшем школьном возрасте
- Виды восприятия
- Краткая характеристика психического развития в дошкольном детстве
- Классификация методов психологии
- Основные способы возникновения воображения
- Особенности развития эмоциональной, волевой и мотивационной сферы.
- Виды воображения
- Предмет психологии
- Понятие психики. Связь психики с работой мозга
- Отрасли психологии
- Принципы психологии
- Этапы диагностической работы
- Подростковый возраст
- Этапы психологического исследования
- Принципы психологии
- Задачи психологии
- Индивидуализация обучения
- Индивидуальный подход в воспитании
- Развитие психики
- II. Стадия перцептивной психики
- Сущность педагогического взаимодействия
- Педагогическое взаимодействие —
- Тесты и тестирование
- Сущность и роль речи в познании
- Операции мышления
- Стадиальность психического развития
- Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину