Психологические особенности и развитие памяти младших школьников
Рассмотренные выше процессы памяти протекают у разных людей неодинаково. Индивидуальные различия памяти зависят от множества факторов: особенностей высшей нервной деятельности, содержания ведущей деятельности человека, уровня развития отдельных процессов памяти и т. д. Индивидуальные различия памяти людей проявляются прежде всего в типе памяти. Тип памяти связан с характеристиками конкретного человека и указывает на то, как человек запоминает: что успешнее запоминается, как предпочитают запоминать, насколько прочно сохраняется материал, как быстро осуществляется запоминание, какова готовность памяти к воспроизведению. Исходя из этого можно выделить следующие типы памяти.
1. В зависимости от того, что запоминают, выделяют 3 типа памяти:
□ наглядно-образный тип;
□ словесно-логический;
□ гармоничный или промежуточный.
2. В зависимости от предпочтения того или иного способа введения информации для за поминания:
□ зрительный тип;
□ слуховой;
□ двигательный;
□ смешанный (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный, двигательно-слуховой).
3. В зависимости от быстроты запоминания и прочности сохранения:
□ быстро запоминает — медленно забывает;
□ быстро запоминает — быстро забывает;
□ медленно запоминает — медленно забывает;
□ медленно запоминает — быстро забывает.
В онтогенезе вое виды памяти формируются у ребенка довольно рано и в определенной последовательности. Самая первая память — моторная или двигательная. За ней (около 6 мес.) — аффективная память; образная память — на втором году жизни. Позже других появляется логическая память, элементарные формы которой проявляются в 3—4 года, а формируется она к юношескому возрасту.
В младшем школьном возрасте развитие памяти ребенка связано прежде всего с организацией его учебной деятельности. Выполнение задач учебной деятельности способствует развитию произвольной памяти детей: они запоминают и воспроизводят не только то, что хотят и что им интересно, а и то, что им нужно знать, и тогда когда этого требует учебная деятельность.
При развитии памяти младших школьников важно помнить, что запоминание учебного материала должно быть осмысленным. Осмысленное запоминание, с одной стороны, является более прочным и эффективным, а с другой — способствует развитию мышления детей, их способности мыслить.
К. К. Платонов предложил выделять следующие этапы смыслового (логического) запоминания:
1. Понимание смысла запоминаемого.
2. Анализ материала.
3. Выявление наиболее существенных мыслей.
4. Обобщение.
5. Запоминание обобщенного материала. В младшем школьном возрасте существуют возрастные особенности мышления
(в это время абстрактно-логическое мышление только формируется), которые усложняют организацию осмысленного запоминания. Но это не значит, что оно невозможно. Учитель должен создать оптимальные условия или, выражаясь понятием Л. С. Выготского, зону ближайшего развития, благодаря чему развивалась бы произ вольность и осмысленность всех познавательных процессов младшего школьника
- Психологические характеристики сознания
- Психологические особенности развития и формирования самосознания младших школьников
- Индивидуальные особенности внимания младших школьников
- Психологическая готовность в структуре общей готовности к обучению
- Виды психологической готовности
- Следующие виды:
- Направленность в структуре личности
- 1) Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность; 2) процесс формирования мотива.
- Акцентуации характера
- Структура характера
- Человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
- Современные теории личности
- Свойства темперамента
- Физиологические основы темперамента
- Типы и причины педагогических конфликтов
- Стадии протекания конфликта
- Волевые качества личности
- Понятие о воображении
- Психологические особенности и развитие воображения младших школьников
- Физиологические механизмы эмоций и чувств
- Понятие о восприятии
- Свойства восприятия
- Особенности и развитие восприятия младших школьников
- Биологическое и социальное в личности
- Привычки
- Педагогические способности
- Понятие эмоций и чувств в психологии
- Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы младших школьников
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Понятие о характере
- Формы направленности личности
- Убеждение-система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
- Понятие о способностях
- Природа способностей
- Виды способностей
- Развитие способностей у младших школьников
- Функции сознания:
- Понятие о памяти
- Виды памяти
- Процессы памяти
- Психологические особенности и развитие памяти младших школьников
- Понятие познавательной сферы
- Психические явления, обеспечивающие познание человеком окружающей действительности с целью наиболее эффективной адаптации к ней или ее изменения в соответствии с потребностями.
- Понятие о мышлении
- К основным формам мышления относят понятие, суждение и умозаключение.
- Виды мышления
- Психологические особенности мышления и речи младших школьников
- Физиологические основы внимания
- Характеристика рассеянности внимания
- Понятие о воле
- Структура волевого акта
- Физиологические механизмы ощущений
- Индивидуальный стиль деятельности педагога
- Свойства ощущений
- Понятие о психодиагностике
- Этапы диагностической работы
- Физиологические основы восприятия
- Младший школьный возраст как объект внимания психологов
- Развитие личности в младшем школьном возрасте
- Виды восприятия
- Краткая характеристика психического развития в дошкольном детстве
- Классификация методов психологии
- Основные способы возникновения воображения
- Особенности развития эмоциональной, волевой и мотивационной сферы.
- Виды воображения
- Предмет психологии
- Понятие психики. Связь психики с работой мозга
- Отрасли психологии
- Принципы психологии
- Этапы диагностической работы
- Подростковый возраст
- Этапы психологического исследования
- Принципы психологии
- Задачи психологии
- Индивидуализация обучения
- Индивидуальный подход в воспитании
- Развитие психики
- II. Стадия перцептивной психики
- Сущность педагогического взаимодействия
- Педагогическое взаимодействие —
- Тесты и тестирование
- Сущность и роль речи в познании
- Операции мышления
- Стадиальность психического развития
- Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину