Понятие о психодиагностике
ПСИХОДИАГНОСТИКА- область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения психологических особенностей различных сфер личности.
Таким образом, психодиагностика изучает общие и специальные способности, I )еобенности психических процессов, психические состояния, особенности мотиаа-ционной сферы, потребности, интересы, черты личности и другие психические явления. Термин «психодиагностика» имеет в современной психологии два основных мнения. Одно из них соотносит данное слово с название соответствующей области научных психологических знаний и исследований. В таком случае психодиагностика понимается как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических юобенностей человека. Это теоретический аспект психодиагностики. Практическая психодиагностика выступает как применение в реальных условиях результатов • иоретической психодиагностики. Таким образом, психодиагностика служит
оединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой. В задачу психодиагностики входит конструирование и апробация методик, разработка требований, которым они должны удовлетворять, выработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений методов.
В психодиагностике как в научной дисциплине выделяют три области психоло-(ического знания:
□ предметную область психологии, изучающую данные психические явления;
□ психометрику — науку об измерении индивидуальных различий и диагностируемых переменных;
□ практическое использование психологического знания в целях адекватного психологического воздействия и оказания помощи людям в решении их проблем.
задач, решаемых психодиагностикой в системе образования:
□ определение готовности ребенка к обучению в школе,
□ выявление доминирующих причин неуспеваемости и нарушений в личностной сфере;
□ сбор информации для обеспечения дифференциации обучения;
□ содействие профориентации;
□ реализация индивидуального подхода в обучении и воспитании;
□ изучение одаренности;
□ исследование особенностей межличностных отношений и общения;
□ изучение особенностей личности учителя и психологического климата педагогического коллектива.
- Психологические характеристики сознания
- Психологические особенности развития и формирования самосознания младших школьников
- Индивидуальные особенности внимания младших школьников
- Психологическая готовность в структуре общей готовности к обучению
- Виды психологической готовности
- Следующие виды:
- Направленность в структуре личности
- 1) Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность; 2) процесс формирования мотива.
- Акцентуации характера
- Структура характера
- Человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
- Современные теории личности
- Свойства темперамента
- Физиологические основы темперамента
- Типы и причины педагогических конфликтов
- Стадии протекания конфликта
- Волевые качества личности
- Понятие о воображении
- Психологические особенности и развитие воображения младших школьников
- Физиологические механизмы эмоций и чувств
- Понятие о восприятии
- Свойства восприятия
- Особенности и развитие восприятия младших школьников
- Биологическое и социальное в личности
- Привычки
- Педагогические способности
- Понятие эмоций и чувств в психологии
- Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы младших школьников
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Понятие о характере
- Формы направленности личности
- Убеждение-система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
- Понятие о способностях
- Природа способностей
- Виды способностей
- Развитие способностей у младших школьников
- Функции сознания:
- Понятие о памяти
- Виды памяти
- Процессы памяти
- Психологические особенности и развитие памяти младших школьников
- Понятие познавательной сферы
- Психические явления, обеспечивающие познание человеком окружающей действительности с целью наиболее эффективной адаптации к ней или ее изменения в соответствии с потребностями.
- Понятие о мышлении
- К основным формам мышления относят понятие, суждение и умозаключение.
- Виды мышления
- Психологические особенности мышления и речи младших школьников
- Физиологические основы внимания
- Характеристика рассеянности внимания
- Понятие о воле
- Структура волевого акта
- Физиологические механизмы ощущений
- Индивидуальный стиль деятельности педагога
- Свойства ощущений
- Понятие о психодиагностике
- Этапы диагностической работы
- Физиологические основы восприятия
- Младший школьный возраст как объект внимания психологов
- Развитие личности в младшем школьном возрасте
- Виды восприятия
- Краткая характеристика психического развития в дошкольном детстве
- Классификация методов психологии
- Основные способы возникновения воображения
- Особенности развития эмоциональной, волевой и мотивационной сферы.
- Виды воображения
- Предмет психологии
- Понятие психики. Связь психики с работой мозга
- Отрасли психологии
- Принципы психологии
- Этапы диагностической работы
- Подростковый возраст
- Этапы психологического исследования
- Принципы психологии
- Задачи психологии
- Индивидуализация обучения
- Индивидуальный подход в воспитании
- Развитие психики
- II. Стадия перцептивной психики
- Сущность педагогического взаимодействия
- Педагогическое взаимодействие —
- Тесты и тестирование
- Сущность и роль речи в познании
- Операции мышления
- Стадиальность психического развития
- Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину