logo
ПСИХОЛОГИЯ ШПОРЫ

Характеристика рассеянности внимания

Внимание обеспечивает сосредоточение сознания человека на нужных объектах. В то же время часто можно наблюдать, как в жизни человек не может сконцентри­роваться. Для описания таких ситуаций используются понятия «отвлекаемость» и «рассеянность внимания».Отвлекаемость внимания- то непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.. Отвлекаемость возникает при воздействии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Выделяют внешнюю и внутреннюю отвлекаемость. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, и при этом наблюдается переход внимания с произвольного на непроизвольный уровень. Появление такой отвлекаемое™ связано с предметами или явлениями, которые возникают внезапно, действуют с меняющейся силой и частотой. Поэтому при организации учебной деятельности школьников важно, чтобы были устранены предметы и воздействия, отвлекающие детей от их основного занятия.

В основе внутренней отвлекаемости могут лежать сильные переживания, эмоции, отсутствие интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек. Следовательно, педагог должен быть внимательным к различным переживаниям школьника. Если ребенок находится под влиянием сильных эмоциональных переживаний, сложно рассчитывать на то, что он сосредоточится на предмете изучения. Педагог должен действовать в зависимости от конкретной ситуации: иногда нужно просто успокоить, подсказать и т. д. Если отвлекаемость связана с внешними причинами, то рассеянность указывает на характеристики человека.Рассеянность внимания- неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Встречаются два вида рассеянности: мнимая и подлинная"

Мнимая рассеянность — невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная очень сильной сосредоточенностью его сознания на каком-то объекте. При мнимой рассеянности возникает узость внимания. В литера­туре ее часто называют «профессорской», так как она нередко встречается у людей этой категории. Мнимая рассеянность, как правило, не создает больших проблем в деятельности, хотя часто и делает поведение человека неадекватным ситуации. Намного сложнее дело обстоит с подлинной рассеянностью.

При подлинной рассеянности человек с трудом устанавливает и удерживает произ­вольное внимание на каком-либо объекте или действии. Внимание рассеянного челове­ка неустойчиво, леио отвлекаемо Физиологически подлинная рассеянность объясняет­ся недостаточной силой внутреннего торможения.

Существуют разные причины подлинной рассеянности:

□ физиологические (общее расстройство нервной системы (неврастения), болезни);

□ физическое и умственное переутомление, тяжелые переживания;

□ очень большое количество и разброс интересов, увлечений школьников; П ошибки в воспитании;

□ плохая организация учебной деятельности (перегрузка учебного материала, не­способность вызвать интерес и др.).

Могут быть разные пути преодоления подлинной рассеянности:

□ создание оптимальных условий для учебной деятельности;

□ систематический контроль за работой учащегося, переходящий в самоконтроль как за процессом работы, так и за ее результатом;

□ формирование у школьника интереса к учебной работе.

Преодоление рассеянности учащихся требует от педагога настойчивости и терпения.