Особенности и развитие восприятия младших школьников
На развитие и проявление восприятия младших школьников оказывают влияние как некоторые общие возрастные факторы, так и индивидуальные особенности каждого ребенка,
При анализе особенностей восприятия младшего школьника важно помнить, что восприятие — результат длительного филогенетического (исторического) и онтогенетического (индивидуального) развития. Оно формируется в процессе жизнедеятельности человека, его активных взаимоотношений с предметами и явлениями окружающей действительности. Для общего развития ребенка важнейшее значение имеет его опыт манипулирования с предметами и двигательная активность. Признанным считается, что особую значимость это имеет в раннем детстве. В то же время многие ученые (в частности, Брунер, Пиаже, Выготский и др.) показали, что и в младшем школьном возрасте важно, чтобы дети оперировали конкретными объектами.
Многие особенности восприятия дошкольников свойственны и младшим школьникам: эмоциональная обусловленность восприятия (ребенок в первую очередь выделяет все то, что вызывает эмоциональные реакции); неточность восприятия (в оценке времени, объема предметов и др.). На формирование образов восприятия младших школьников большое влияние оказывает речевое общение со взрослыми. Для развития восприятия младших школьников большое значение имеет правипьная организация учебной деятельности, игровая деятельность, рисование, различные виды конструктивной деятельности, создающие благоприятные условия для формирования различительной чувствительности и все более тонкой дифференциации свойств предметов. Это позволяет сформировать у ребенка навыки правильно ориентироваться в окружающих предметах и целенаправленно использовать действия восприятия в соответствии с учебными задачами.
Для развития восприятия школьников педагогу важно иметь представление об основных этапах формирования перцептивных действий. В формировании перцептивных действий под влиянием обучения выделяют ряд этапов:
1. Перцептивные проблемы, связанные со становлением адекватного образа, решаются ребенком в практическом плане путем действий с материальными предметами.
2. Сенсорные процессы сами превращаются в своеобразные перцептивные действия, которые выполняются с помощью собственных движений перцептивных аппаратов.
3. Начинается процесс сворачивания перцептивных действий, их сокращения до необходимого и достаточного минимума.
4. Дети приобретают способность быстро и без внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их друг от друга, обнаруживать и использовать связи и отношения, существующие между ними.
- Психологические характеристики сознания
- Психологические особенности развития и формирования самосознания младших школьников
- Индивидуальные особенности внимания младших школьников
- Психологическая готовность в структуре общей готовности к обучению
- Виды психологической готовности
- Следующие виды:
- Направленность в структуре личности
- 1) Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность; 2) процесс формирования мотива.
- Акцентуации характера
- Структура характера
- Человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
- Современные теории личности
- Свойства темперамента
- Физиологические основы темперамента
- Типы и причины педагогических конфликтов
- Стадии протекания конфликта
- Волевые качества личности
- Понятие о воображении
- Психологические особенности и развитие воображения младших школьников
- Физиологические механизмы эмоций и чувств
- Понятие о восприятии
- Свойства восприятия
- Особенности и развитие восприятия младших школьников
- Биологическое и социальное в личности
- Привычки
- Педагогические способности
- Понятие эмоций и чувств в психологии
- Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы младших школьников
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Понятие о характере
- Формы направленности личности
- Убеждение-система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
- Понятие о способностях
- Природа способностей
- Виды способностей
- Развитие способностей у младших школьников
- Функции сознания:
- Понятие о памяти
- Виды памяти
- Процессы памяти
- Психологические особенности и развитие памяти младших школьников
- Понятие познавательной сферы
- Психические явления, обеспечивающие познание человеком окружающей действительности с целью наиболее эффективной адаптации к ней или ее изменения в соответствии с потребностями.
- Понятие о мышлении
- К основным формам мышления относят понятие, суждение и умозаключение.
- Виды мышления
- Психологические особенности мышления и речи младших школьников
- Физиологические основы внимания
- Характеристика рассеянности внимания
- Понятие о воле
- Структура волевого акта
- Физиологические механизмы ощущений
- Индивидуальный стиль деятельности педагога
- Свойства ощущений
- Понятие о психодиагностике
- Этапы диагностической работы
- Физиологические основы восприятия
- Младший школьный возраст как объект внимания психологов
- Развитие личности в младшем школьном возрасте
- Виды восприятия
- Краткая характеристика психического развития в дошкольном детстве
- Классификация методов психологии
- Основные способы возникновения воображения
- Особенности развития эмоциональной, волевой и мотивационной сферы.
- Виды воображения
- Предмет психологии
- Понятие психики. Связь психики с работой мозга
- Отрасли психологии
- Принципы психологии
- Этапы диагностической работы
- Подростковый возраст
- Этапы психологического исследования
- Принципы психологии
- Задачи психологии
- Индивидуализация обучения
- Индивидуальный подход в воспитании
- Развитие психики
- II. Стадия перцептивной психики
- Сущность педагогического взаимодействия
- Педагогическое взаимодействие —
- Тесты и тестирование
- Сущность и роль речи в познании
- Операции мышления
- Стадиальность психического развития
- Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину