logo
ПСИХОЛОГИЯ ШПОРЫ

Особенности и развитие восприятия младших школьников

На развитие и проявление восприятия младших школьников оказывают влияние как некоторые общие возрастные факторы, так и индивидуальные особенности каждого ребенка,

При анализе особенностей восприятия младшего школьника важно помнить, что восприятие — результат длительного филогенетического (исторического) и онтогенетического (индивидуального) развития. Оно формируется в процессе жизнедеятельности человека, его активных взаимоотношений с предметами и явлениями окружающей действительности. Для общего развития ребенка важнейшее значение имеет его опыт манипулирования с предметами и двигательная активность. Признанным считается, что особую значимость это имеет в раннем детстве. В то же время многие ученые (в частности, Брунер, Пиаже, Выготский и др.) показали, что и в младшем школьном возрасте важно, чтобы дети оперировали конкретными объектами.

Многие особенности восприятия дошкольников свойственны и младшим школь­никам: эмоциональная обусловленность восприятия (ребенок в первую очередь выделяет все то, что вызывает эмоциональные реакции); неточность восприятия (в оценке времени, объема предметов и др.). На формирование образов восприятия младших школьников большое влияние оказывает речевое общение со взрослыми. Для развития восприятия младших школьников большое значение имеет правипьная организация учебной деятельности, игровая деятельность, рисование, различные виды конструктивной деятельности, создающие благоприятные условия для форми­рования различительной чувствительности и все более тонкой дифференциации свойств предметов. Это позволяет сформировать у ребенка навыки правильно ориентироваться в окружающих предметах и целенаправленно использовать дейст­вия восприятия в соответствии с учебными задачами.

Для развития восприятия школьников педагогу важно иметь представление об основных этапах формирования перцептивных действий. В формировании пер­цептивных действий под влиянием обучения выделяют ряд этапов:

1. Перцептивные проблемы, связанные со становлением адекватного образа, решаются ребенком в практическом плане путем действий с материальными предметами.

2. Сенсорные процессы сами превращаются в своеобразные перцептивные действия, которые выполняются с помощью собственных движений перцептивных аппаратов.

3. Начинается процесс сворачивания перцептивных действий, их сокращения до необходимого и достаточного минимума.

4. Дети приобретают способность быстро и без внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их друг от друга, обнаруживать и использовать связи и отношения, существующие между ними.