logo
ПСИХОЛОГИЯ ШПОРЫ

Развитие способностей у младших школьников

Ни к чему не способных детей нет. Все дети способны к обучению, каждый нор­мальный ребенок способен получить среднее образование, овладеть материалом школьной программы. Но каждый ребенок умен и талантлив по-своему. Важно, чтобы у всех детей были созданы благоприятные условия для развития их индивидуальнос­ти, раскрытия заложенного потенциала.

Начало обучения ребенка в школе — важнейший этап в развитии способностей дошкольника. Изначально обучение в школе должно строиться на основе достигнутых результатов предшествующего воспитания и учета всей истории развития ребенка.

В способностях младших школьников обнаруживаются многообразные индивиду­альные различия. Они проявляют»! в успешности учебной деятельности, степени и глубине понимания учебных заданий, уровне творчества. То, чего одни школьники достигают легко, без особых усилий, для других оказывается сложным делом, требую­щим большой работы и напряжения. Педагогическая задача в отношении младших школьников состоит в том, чтобы раскрыть, понять их слабые и сильные стороны и обеспечить их полноценное развитие. А для этого важно помнить, что развитие спо­собностей младших школьников тесным образом связано с развитием мотивационной са>еры. Для успешного развития способностей важно, чтобы учитель сумел разглядеть потенциал личности, ее задатки. Опережение ребенком своего возраста еще не дает надежных оснований для суж­дения о его будущих возможностях. Отсутствие же раннего развития не исключает воз­можности последующего подъема. Способности могут проявиться и позднее. У некото­рых детей развитие совершается несколько замедленно, растянуто, как бы исподволь, происходит постепенное накопление знаний, качественные изменения скорее плавны, нежели скачкообразны. В старших классах такие ученики неожиданно поражают учите­лей и одноклассников резко возросшим уровнем умственных возможностей. Таким образом, и дети, рано обнаружившие способности, и дети, еще их не проявившие, требуют большого к себе внимания, индивидуального подхода со стороны учителя.