Понятие о воображении
Воображение занимает особое место в познавательной деятельности. Оно наряду < м mi мнением ншволяет человеку строить жизнь на более высоком уровне Это особенно проявляется в проблемных ситуациях и в творческой деятельности
ВООБРАЖЕНИЕ-Психический познавательный процесс, характеризующийся активным преобразованием имеющихся представлений об окружающей действительности и выраж.в построении новых образов и их сочетаний.
Роль воображения в жизни человека можно конкретизировать в следующих основных функциях:
□ представление в психике действительности в образах — во внутреннем психическом плане окружающая действительность отражается в виде соответствующих образов; при этом для обозначения образов явлений, которые человек воспринимал ранее, используют понятие «представление», а в ситуациях, когда речь идет о преобразовательной деятельности и создании на ее основе новых представлений, употребляют понятие «воображение»;
□ регуляция деятельности и поведения — благодаря воображению человек, столкнувшись с проблемной ситуацией, вначале в идеальном плане строит программу ее разрешения, образ желаемого результата и на основе этого затем осуществляет практические действия;
□ управление эмоциональными состояниями — основу эмоциональной саморегуляции составляет использование для достижения желаемых состояний образов, их обуславливающих.
Воображение и мышление в процессе деятельности выступают в единстве. В этой ■ в» >и можно выделить их следующие общие характеристики:
□ и воображение, и мышление опосредствованы уровнем развития самосознания человека;
□ и воображение, и мышление связаны с опосредствованным отражением действительности;
□ и воображение, и мышление направлены на создание нового знания путем ашияннй переработки прошлого опыта.
можно указать и на существенные отличия воображения от мышления
*основным содержанием воображения выступают образы, конкретные представления, а мышления — понятия;
*мышление возможно в ситуации, когда имеются исходные данные, а благодаря воображ. человек может решать задачи и высокой степени неопределенности.
Физиологическую основу воображения составляют преобразовательные процессы нервных связей (их распад, перегруппировка, объединение в новые системы). Эти указ.с одной стороны, на зависимость воображения от прошлого опыта чел-ка на возможность независимо от внешней среды порождать внутри процессы, определяющие деятельность человека.
.Конкретизируя процессы, происходящие в нервной системе, влияющие на возникн. Нов. образов и составляющие физиологическую основу воображения, выдел.остаточные процессы:
Возбужд.и тормож.; иррадиации (распространение процессов возбуждения и торможения в ЦНС от одного участка к другому) и концентрации (возвращ. возбуждения и торможения к исходному очагу); + и - индукции (влияние возбуждения и тормож. др на друга); аналитико-синтезирующ деят-сти гол.мозга (дифференциация воздействующих раздражителей и определение существующих между ними связей).
Итак, воображение обусловлено протеканием различных физиологических процессов в центральной нервной системе. Благодаря им возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Особое внимание необходимо обратить на то, что именно посредством воображения человек обладает ресурсами управления своими не только психическими, но физиологическими и даже органическими процессами (функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме). Сознательное формирование определенных образов, ярких представлений вызывает изменения как на психическом, так и физиологическом уровнях. На этих закономерностях во многом построены методы саморегуляции.
- Психологические характеристики сознания
- Психологические особенности развития и формирования самосознания младших школьников
- Индивидуальные особенности внимания младших школьников
- Психологическая готовность в структуре общей готовности к обучению
- Виды психологической готовности
- Следующие виды:
- Направленность в структуре личности
- 1) Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность; 2) процесс формирования мотива.
- Акцентуации характера
- Структура характера
- Человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
- Современные теории личности
- Свойства темперамента
- Физиологические основы темперамента
- Типы и причины педагогических конфликтов
- Стадии протекания конфликта
- Волевые качества личности
- Понятие о воображении
- Психологические особенности и развитие воображения младших школьников
- Физиологические механизмы эмоций и чувств
- Понятие о восприятии
- Свойства восприятия
- Особенности и развитие восприятия младших школьников
- Биологическое и социальное в личности
- Привычки
- Педагогические способности
- Понятие эмоций и чувств в психологии
- Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы младших школьников
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Понятие о характере
- Формы направленности личности
- Убеждение-система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
- Понятие о способностях
- Природа способностей
- Виды способностей
- Развитие способностей у младших школьников
- Функции сознания:
- Понятие о памяти
- Виды памяти
- Процессы памяти
- Психологические особенности и развитие памяти младших школьников
- Понятие познавательной сферы
- Психические явления, обеспечивающие познание человеком окружающей действительности с целью наиболее эффективной адаптации к ней или ее изменения в соответствии с потребностями.
- Понятие о мышлении
- К основным формам мышления относят понятие, суждение и умозаключение.
- Виды мышления
- Психологические особенности мышления и речи младших школьников
- Физиологические основы внимания
- Характеристика рассеянности внимания
- Понятие о воле
- Структура волевого акта
- Физиологические механизмы ощущений
- Индивидуальный стиль деятельности педагога
- Свойства ощущений
- Понятие о психодиагностике
- Этапы диагностической работы
- Физиологические основы восприятия
- Младший школьный возраст как объект внимания психологов
- Развитие личности в младшем школьном возрасте
- Виды восприятия
- Краткая характеристика психического развития в дошкольном детстве
- Классификация методов психологии
- Основные способы возникновения воображения
- Особенности развития эмоциональной, волевой и мотивационной сферы.
- Виды воображения
- Предмет психологии
- Понятие психики. Связь психики с работой мозга
- Отрасли психологии
- Принципы психологии
- Этапы диагностической работы
- Подростковый возраст
- Этапы психологического исследования
- Принципы психологии
- Задачи психологии
- Индивидуализация обучения
- Индивидуальный подход в воспитании
- Развитие психики
- II. Стадия перцептивной психики
- Сущность педагогического взаимодействия
- Педагогическое взаимодействие —
- Тесты и тестирование
- Сущность и роль речи в познании
- Операции мышления
- Стадиальность психического развития
- Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину