Психологическая характеристика типов темперамента
Описание психологических характеристик людей с разным типом темперамента встречается в работах психологов, философов, писателей. Представим обобщенные и наиболее яркие характеристики сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика. Сангвинический темперамент (в основе лежит сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы). И. П. Павлов характеризовал данный тип темперамента так: «Сангвиник — горячий, очень продуктивный деятельно, но лишь тогда, когда у него много и интересного дела, т. е. постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучным, вялым». Для сангвиника характерна повышенная реактивность, проявляющаяся в том, что он живо и с большим возбуждением откликается на все, привлекающее его внимание. Сангвиник отличается и повышенной активностью. Активность и реактивность у него уравновешены, он может сдерживать свои реакции и проявления чувств. Темп реакции достаточно высокий, что характеризуется быстрыми движениями и темпом речи. Для сангвиника обычна большая подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни. Он быстро находит контакт с людьми, общителен, не чувствует скованности в новой обстановке. Сангвиник обычно весел и жизнерадостен. Эмоционально неустойчив, легко поддается чувствам, но они у него обычно не сильны и не глубоки. Очень склонен к выполнению совместной деятельности. Продуктивен при динамической и разнообразной работе. Работа, требующая быстрой реакции, а вместе с тем уравновешенности, больше всего подходит ему. Представители этого типа темперамента легко усваивают учебный материал, если он вызывает у них эмоциональный отклик. Если же учебный материал неинтересен и для его изучения требуется длительная напряженная однообразная работа, то сангвиник может плохо усваивать новое в силу отвлекаемое™.
При правильном воспитании сангвиника отличает высокоразвитое чувство коллективизма, активное участие в общественной жизни. Но при неблагоприятных условиях, когда отсутствует систематическое, целенаправленное воспитание, у сангвиника могут проявляться легкомысленное, беззаботное и беспечное отношение к делу, неумение и нежелание доводить дело до конца, несерьезное отношение к учению, труду, другим людям, переоценка себя и своих возможностей.
Холерический темперамент (в основе лежит сильный, неуравновешенный — с преобладанием возбуждения — тип нервной системы). Для холерика, как и для сангвиника, также характерны высокая реактивность и активность, быстрый темп реакции, но реактивность у него преобладает над активностью. Представители этого типа темперамента отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Для них характерна быстрота (иногда лихорадочная) движений и действий, порывистость. Психические процессы протекают у них быстро. Неуравновешенность ярко сказывается в деятельности холерика: он с увлечением и даже страстью берется за дело, проявляет инициативу, работает с подъемом. Но в силу нерационального расходования энергии, запас ее у холерика быстро истощается, настроение резко падает. Такая цикличность активности — одна из характерных особенностей холерического темперамента. В силу преобладания возбуждения над торможением в общении с людьми холерик допускает резкость, вспыльчивость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, и на этой почве он может создавать нередко конфликтные ситуации в коллективе.
Флегматический темперамент (в основе лежит сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы). По характеристике И. П. Павлова, флегматик — спокойный, уравновешенный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни. В деятельности флегматик проявляет продуманность, упорство. Как правило, доводит начатое дело до конца. Он склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен в чем бы то ни было. Психические процессы у него протекают замедленно, что может мешать ему в учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро запомнить, понять, быстро сделать. Ему нужно время для сосредоточения внимания, переключения его на другой объект, запоминания, понимания. Инертность сказывается и на косности его стереотипов, трудности их перестройки, что приводит к излишней фиксированное™ характера, недостаточной его гИбкост Однако это качество — инертность — имеет и положительное значение: ес/|и Флегматик что-то запоминает, то прочно и надолго; если он что-то делает, то уже основательно. Флегматики особенно подходят для работы, требующей методичностИ' хладнокровия и длительной работоспособности. В отличие от сангвиников и ХопеРиков Для них характерны малая реактивность и малая эмоциональная возбудиМость-
В отношениях с людьми флегматик всегда Ровен, спокоен, в меру общителен. Флегматика нелегко вывести из себя, он уклоня^тся от 000Р- ПРИ правильном воспитании, когда учитываются слабые и сильные стоРоны Данного темперамента в постановке задач, в обеспечении заинтересованнос<и в их Решении и соответствующем стимулировании, у флегматика легко формирую1,0" такме черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость. Однако в неблагопр*,ятных условиях могут развиваться отрицательные черты — безразличное, равнодУшное отношение к труду, окружающей жизни, пассивность, лень.
Меланхолический темперамент (в основе Лежит слабый тип нервной системы). Представители этого типа отличаются высокой эмоциональной чувствительностью, а вследствие этого и повышенной ранимостью, умеете с тем чувства у них пробуждаются медленно. Малая реактивность и пониже^ная активность, свойственные меланхолику, проявляются в том, что он редко сме^тся' не уверен в себе, часто и легко теряется, не доводит работу до конца. Меланхоник отличается медленным психическим темпом — его движения вялые, слабые, гое»°Рит медленно. Длительное и сильное напряжение вызывает у него замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. Он сильно утомляется, но в привычной и сг1окоиной обстановке чувствует себя спокойно и работает продуктивно. Эмоциональн^6 состояния отличаются у него глубиной, большой силой и длительностью, хотя вн^шне переживания выражаются слабо. Меланхолик склонен к замкнутости, избегает общения с малознакомыми людьми, часто смущается и проявляет большую неловкое в новой обстановке. Он уклоняется от общественной жизни коллектива. Но при правильном воспитании обнаруживаются ценные качества его личности: отзывчивое1^ тактичность, чуткость.
Важно помнить, что в жизни «чистых» темпе?аментов не встречается (иначе человек просто не смог бы выжить). Можно говорит*лишь 0 преобладании у конкретного человека того или иного типа (типов) темпер^мента- Также не следует говорить о «хорошем» и «плохом» темпераменте: у кажд^™ типа есть как свои сильные, так и слабые стороны.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД — теория, возникшая в советской науке и рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А. Н Леонтьев). Исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в процессе деятельности, исследуемой в различных аспектах (историческом, индивидуальном, социальном и т. д.).
Основные принципы деятельностного подхода:
□ принципы развития и историзма;
□ предметности;
D активности, включающей активность надситуативную как специфическую особенность психики человека;
□ интериоризации — экстериоризации как механизмов усвоения общественно-исторического опыта;
П единства строения внешней и внутренней деятельности;
□ системного анализа психики;
□ зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности.
На основе этих принципов выделены критерии возникновения и стадии развития психики в филогенезе, разработаны представления о ведущей деятельности как основе и движущей силе развития психики в онтогенезе, о структуре деятельности (деятельность, действие, операция, функциональные системы), о значении, личностном смысле и чувственной ткани как образующих сознания, об иерархии мотивов и личностных смыслов как единицах строения личности. Деятепьностный подход выступает как конкретно-научная методология для специальных отраслей психологии (возрастной, педагогической и т. п.). На основе предложенной А Н. Леонтьевым схемы структуры деятельности (деятельность — действие — операция — психофизиологические функции) (см. «Психология в схемах»), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив — цель — условие}, изучался широкий круг психических явлений.
- Психологические характеристики сознания
- Психологические особенности развития и формирования самосознания младших школьников
- Индивидуальные особенности внимания младших школьников
- Психологическая готовность в структуре общей готовности к обучению
- Виды психологической готовности
- Следующие виды:
- Направленность в структуре личности
- 1) Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность; 2) процесс формирования мотива.
- Акцентуации характера
- Структура характера
- Человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
- Современные теории личности
- Свойства темперамента
- Физиологические основы темперамента
- Типы и причины педагогических конфликтов
- Стадии протекания конфликта
- Волевые качества личности
- Понятие о воображении
- Психологические особенности и развитие воображения младших школьников
- Физиологические механизмы эмоций и чувств
- Понятие о восприятии
- Свойства восприятия
- Особенности и развитие восприятия младших школьников
- Биологическое и социальное в личности
- Привычки
- Педагогические способности
- Понятие эмоций и чувств в психологии
- Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы младших школьников
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Понятие о характере
- Формы направленности личности
- Убеждение-система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
- Понятие о способностях
- Природа способностей
- Виды способностей
- Развитие способностей у младших школьников
- Функции сознания:
- Понятие о памяти
- Виды памяти
- Процессы памяти
- Психологические особенности и развитие памяти младших школьников
- Понятие познавательной сферы
- Психические явления, обеспечивающие познание человеком окружающей действительности с целью наиболее эффективной адаптации к ней или ее изменения в соответствии с потребностями.
- Понятие о мышлении
- К основным формам мышления относят понятие, суждение и умозаключение.
- Виды мышления
- Психологические особенности мышления и речи младших школьников
- Физиологические основы внимания
- Характеристика рассеянности внимания
- Понятие о воле
- Структура волевого акта
- Физиологические механизмы ощущений
- Индивидуальный стиль деятельности педагога
- Свойства ощущений
- Понятие о психодиагностике
- Этапы диагностической работы
- Физиологические основы восприятия
- Младший школьный возраст как объект внимания психологов
- Развитие личности в младшем школьном возрасте
- Виды восприятия
- Краткая характеристика психического развития в дошкольном детстве
- Классификация методов психологии
- Основные способы возникновения воображения
- Особенности развития эмоциональной, волевой и мотивационной сферы.
- Виды воображения
- Предмет психологии
- Понятие психики. Связь психики с работой мозга
- Отрасли психологии
- Принципы психологии
- Этапы диагностической работы
- Подростковый возраст
- Этапы психологического исследования
- Принципы психологии
- Задачи психологии
- Индивидуализация обучения
- Индивидуальный подход в воспитании
- Развитие психики
- II. Стадия перцептивной психики
- Сущность педагогического взаимодействия
- Педагогическое взаимодействие —
- Тесты и тестирование
- Сущность и роль речи в познании
- Операции мышления
- Стадиальность психического развития
- Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину