Физиологические основы восприятия
Важной составляющей восприятия как физиологического процесса является механизм образования ощущений: воздействие раздражителя — рецептор — афферентные пути — проекционные зоны головного мозга. Однако специфика и суть восприятия связана с процессом, когда возбуждение от проекционных зон головного мозга передается в интегративные зоны коры головного мозга, в которых и происходит формирование целостных образов предметов или явлений. Интегративные зоны головного мозга часто поэтому называют перцептивными зонами.
Исследования показали, что при повреждении проекционных зон головного мозга (при нормальном функционировании других структур анализатора) ощущение не возникает. В то же время, при повреждении интегративных зон человек по отдельности может ощущать некоторые свойства предмета, но целостный образ этого предмета не формируется (человек не может понять, что это за предмет). Это и доказывает существование интегративных (перцептивных) зон в головном мозге, определяющих возникновение восприятия. Формирование в интегративных зонах головного мозга целостных образов обусловлено воздействием совокупности раздражителей с различными характеристиками Поэтому, с физиологической точки зрения, речь идет о сложной аналитической и синтезирующей деятельности.
Аналитико-синтезирующая деятельность коры головного мозга — это высшая регуляция взаимоотношений организма и среды, позволяющая производить тонкую дифференциацию многочисленных раздражителей и устанавливать между ними характер связи. Благодаря этой деятельности у человека формируются образы мира, позволяющие адаптироваться к внешнему миру, познавать его и выступать активным субъектом.
И. П. Павлов в своих работах доказал, что в основе восприятия, как и ощущения, лежат условные рефлексы — временные нервные связи. Временные нервные связи, обеспечивающие процесс восприятия, могут быть двух видов: образуемые в пределах одного анализатора и межаналиэаторные. Первый вид нервных связей связан с воздействием на индивида комплексного раздражителя одной модальности. Формирование целостного образа при этом возникает не только как реакция ив раздражитель, но и в результате временного или пространственного соотношении его воздействия. Второй вид нервных связей связан с воздействием на ил чувств разных анализаторов либо на основе возникновения так называемых аоооциаций — когда действие одного раздражителя вызывает активизацию других анализаторов (например, если вы увидите лимон, у вас могут возникнуть и другие, кроме зрительных, ощущения).
- Психологические характеристики сознания
- Психологические особенности развития и формирования самосознания младших школьников
- Индивидуальные особенности внимания младших школьников
- Психологическая готовность в структуре общей готовности к обучению
- Виды психологической готовности
- Следующие виды:
- Направленность в структуре личности
- 1) Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность; 2) процесс формирования мотива.
- Акцентуации характера
- Структура характера
- Человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
- Современные теории личности
- Свойства темперамента
- Физиологические основы темперамента
- Типы и причины педагогических конфликтов
- Стадии протекания конфликта
- Волевые качества личности
- Понятие о воображении
- Психологические особенности и развитие воображения младших школьников
- Физиологические механизмы эмоций и чувств
- Понятие о восприятии
- Свойства восприятия
- Особенности и развитие восприятия младших школьников
- Биологическое и социальное в личности
- Привычки
- Педагогические способности
- Понятие эмоций и чувств в психологии
- Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы младших школьников
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Понятие о характере
- Формы направленности личности
- Убеждение-система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
- Понятие о способностях
- Природа способностей
- Виды способностей
- Развитие способностей у младших школьников
- Функции сознания:
- Понятие о памяти
- Виды памяти
- Процессы памяти
- Психологические особенности и развитие памяти младших школьников
- Понятие познавательной сферы
- Психические явления, обеспечивающие познание человеком окружающей действительности с целью наиболее эффективной адаптации к ней или ее изменения в соответствии с потребностями.
- Понятие о мышлении
- К основным формам мышления относят понятие, суждение и умозаключение.
- Виды мышления
- Психологические особенности мышления и речи младших школьников
- Физиологические основы внимания
- Характеристика рассеянности внимания
- Понятие о воле
- Структура волевого акта
- Физиологические механизмы ощущений
- Индивидуальный стиль деятельности педагога
- Свойства ощущений
- Понятие о психодиагностике
- Этапы диагностической работы
- Физиологические основы восприятия
- Младший школьный возраст как объект внимания психологов
- Развитие личности в младшем школьном возрасте
- Виды восприятия
- Краткая характеристика психического развития в дошкольном детстве
- Классификация методов психологии
- Основные способы возникновения воображения
- Особенности развития эмоциональной, волевой и мотивационной сферы.
- Виды воображения
- Предмет психологии
- Понятие психики. Связь психики с работой мозга
- Отрасли психологии
- Принципы психологии
- Этапы диагностической работы
- Подростковый возраст
- Этапы психологического исследования
- Принципы психологии
- Задачи психологии
- Индивидуализация обучения
- Индивидуальный подход в воспитании
- Развитие психики
- II. Стадия перцептивной психики
- Сущность педагогического взаимодействия
- Педагогическое взаимодействие —
- Тесты и тестирование
- Сущность и роль речи в познании
- Операции мышления
- Стадиальность психического развития
- Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину