Педагогические способности
Успех в деле обучения и воспитания школьников требует наличия у учителя профессионально-значимых качеств личности. В структуре профессионально значимых качеств личности учителя различаются четыре подструктуры (или четыре блока, как их именуют некоторые психологи): 1. Коммунистическое мировоззрение, убеждения и идеалы, высокий моральный облик, высокий уровень общей культуры. Для учителя это действительно профессионально необходимые качества, так как осуществлять коммунистическое воспитание детей может лишь тот, кто сам коммунистически воспитан. 2. Положительное отношение к педагогической деятельности, педагогическая направленность личности, педагогические склонности, т. е. устойчивое желание и стремление посвятить себя педагогической работе. И это — профессионально необходимое качество личности, так как не может быть хорошим учителем тот, кто равнодушно и безразлично относится к своей работе. 3. Педагогические способности (о них речь будет идти специально). 4. Профессионально-педагогические знания, умения и навыки. Педагогические способности как раз и реализуются в педагогических знаниях и умениях, определяя быстроту и легкость овладения ими.
Итак, успех а деле обучения и воспитания школьников требует от обучающего и воспитывающего человека передового мировоззрения, высоких нравственных качеств, высокого уровня знаний, профессиональных умений и навыков, высокого уровня общей культуры и педагогической направленности. Однако одного этого мало. Необходимы и некоторые специфические психологические особенности личности, относящиеся как к умственной, так и к эмоциональной и волевой сферам личности (они тесно связаны, влияют друг на друга и образуют единое целое). Эти особенности соответствуют требованиям, которые предъявляет человеку педагогическая деятельность, и поэтому влияют на ее успешность. Педагогическими способностями и называется совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Педагогические способности — это своего рода «проекция педагогической деятельности на личность». Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности — это особенности личности, а педагогические умения — это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне (например, мы говорим: «умение педагогически грамотно провести опрос учащихся», «умение применить технические средства обучения», «умение организовать и провести экскурсию на завод», «педагогическая наблюдательность», «педагогическое воображение»).
Педагогические способности — очень сложная, слитная и многогранная психологическая категория. Однако в структуре педагогических способностей можно выделить ряд существенных компонентов, своего рода частных способностей. Исследования психологов позволили выделить целый ряд таких частных педагогических способностей. Здесь надо иметь в виду принцип компенсации. Если в структуре педагогических способностей какой-либо компонент развит недостаточно, то это может быть компенсировано усиленным развитием других компонентов. Каждый компонент мы проиллюстрируем соответствующими типичными высказываниями школьников. Высказывания школьников, полученные в результате очень тактично проведенного исследования, показывают, как учащиеся оценивают те или иные качества учителей, что, с точки зрения школьников, способствует авторитету и успеху работы учителя и что мешает этому.Условно все педагогические способности можно подразделить на 3 группы — личностные (связанные с отношением к детям), дидактические (связанные с передачей информации детям) и организационно-коммуникативные (связанные с организаторской функцией и общением). Личностные способностиРасположенность к детям. Это основной стержень в структуре педагогических способностей. Под ним понимается разумная любовь и привязанность к детям, желание и стремление работать и общаться с ними. Расположенность учителя к детям выражается в чувстве глубокого удовлетворения от педагогического общения с ними, от возможности проникнуть в своеобразный детский мир, во внимательном, доброжелательном и чутком отношении к ним (не перерастающем, однако, в мягкотелость, уступчивость, безответственную снисходительность и сентиментальность), в*искрен-ности и простоте обращения с ними.Дидактические способностиСпособность объяснять. Это способность делать свою мысль максимально понятной для другого, пояснять и разъяснять труд Дидактические способности
Способность объяснять. Это способность делать свою мысль максимально понятной для другого, пояснять и разъяснять труд.Организационно-коммуникативные способности
Организаторские способности.. Они проявляются в двух видах. Во-первых, в способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач, предоставив ему разумную степень инициативы и самостоятельности. Во-вторых, в способности правильно организовать собственную работу, что предполагает аккуратность и четкость, умение планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. У опытных учителей вырабатывается своеобразное чувство времени — умение правильно распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки. Коммуникативная способность
Педагогическая наблюдательность. Это способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, проницательность, связанная с тонким пониманием личности ребенка и его временных психических состояний.
Педагогический такт. Он проявляется в способности находить наиболее целесообразные меры воздействия на учащихся, Принимая во внимание их возрастные и индивидуальные особенности, и в зависимости от конкретной ситуации.
Суггестивная способность (в переводе с латинского — «основанная на внушении»). Это способность эмоционально-волевого воздействия на учащихся, способность предъявлять требования и добиваться безусловного их выполнения.
Педагогическое воображение. Оно выражается в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением, что и при каких условиях получится из ученика в будущем, в способности прогнозировать развитие тех или иных его качеств.
Понятие о деятельности
Нормальное состояние человека, если только он не спит, активное, деятельное состояние Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят — трудится, учите занимается спортом, играет, общается с людьми, читает и т. \ Словом, он проявляет активность — внешнюю (движения, операции, мышечные усилия) или внутреннюю (психическая активность, которая наблюдается даже у неподвижного человека, ког да он размышляет, читает, припоминает и т. д.). Однако разл! чать внешнюю и внутреннюю активность можно лишь условй* Как показали исследования, работа мысли даже тогда, когда че ловек внешне не проявляет активности, связана с речедвигатель ными микродвижениями (которые можно зарегистрировать). Т<* что мы называем «мышлением про себя», есть проговаривани «про себя», так как мышление взрослого нормального человека существует в речевой форме. Поэтому любая деятельность человека всегда связана с. внешним движением, движением его мышц.:
Деятрльность — это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.
Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познает окружающий мир. Деятельность создает материальные условия жизни человека, без которых он не может существовать, — пищу, одежду, жилище. В процесс деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, музыка, живопись. В процессе деятельности человек изменяет окружающую действительность, своим трудом преобразует ок-' ружающий мир: пустыни становятся цветущими садами, реки изменяют руслО и направление, в тундре и тайге возникают города. Деятельность человека формирует и изменяет его самого, его во-лкххарактер, способности.
/Деятельность человека принципиально отличается от поведения животных, даже если это поведение достаточно сложно. Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер — человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат. Во-вторых, деятельность человека связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда. В-третьих, деятельность человека носит общественный характер, она осуществляется, как правило, в коллективе и для коллектива.
Деятельность определяется (детерминируется) общественно-историческими условиями. В зависимости от требований общества деятельность человека приобретает различный характер. Рассмотрим, например, трудовую деятельность человека. Во все времена и эпохи человек занимался трудовой деятельностью. Но в условиях капиталистического общества трудящийся человек становится придатком машины, и его деятельность направляется капиталистом только на то, чтобы получить большую прибыль.
В нашей стране в связи с изменением общественных условий сама трудовая деятельность все больше и больше становится потребностью человека, в ней раскрываются лучшие стороны личности советских людей. Они познают счастье труда.
Изменился и характер такого вида деятельности, как учение. Дореволюционная школа учила, молодое поколение тому, что необходимо было для закрепления господства класса угнетателей. А само учение носило характер зубрежки и муштры. Учение в советской школе носит совсем иной характер. Оно дает знания, необходимые человеку для выполнения своего общественного долга — труда на общую пользу. А само обучение носит развивающий характер, оно ориентировано на формирование у школьников активного, самостоятельного, творческого мышления.
Необходимые условия человеческой деятельности — психические процессы. Они являются, с одной стороны, обязателТГЙ6'н~ха-рактеристнкон всякой деятельности человека: играет ли ребёнок, учится ли школьник, трудится ли человек — всегда все виды деятельности неразрывно связаны с вниманием, восприятием, памятью, мышлением, воображением, без которых не может осуществляться никакая деятельность человека. С другой стороны, все психические процессы протекают, формируются и регулируются в деятельности. Так осуществляется взаимосвязь психических процессов и деятельности человека.
- Психологические характеристики сознания
- Психологические особенности развития и формирования самосознания младших школьников
- Индивидуальные особенности внимания младших школьников
- Психологическая готовность в структуре общей готовности к обучению
- Виды психологической готовности
- Следующие виды:
- Направленность в структуре личности
- 1) Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность; 2) процесс формирования мотива.
- Акцентуации характера
- Структура характера
- Человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
- Современные теории личности
- Свойства темперамента
- Физиологические основы темперамента
- Типы и причины педагогических конфликтов
- Стадии протекания конфликта
- Волевые качества личности
- Понятие о воображении
- Психологические особенности и развитие воображения младших школьников
- Физиологические механизмы эмоций и чувств
- Понятие о восприятии
- Свойства восприятия
- Особенности и развитие восприятия младших школьников
- Биологическое и социальное в личности
- Привычки
- Педагогические способности
- Понятие эмоций и чувств в психологии
- Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы младших школьников
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Понятие о характере
- Формы направленности личности
- Убеждение-система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
- Понятие о способностях
- Природа способностей
- Виды способностей
- Развитие способностей у младших школьников
- Функции сознания:
- Понятие о памяти
- Виды памяти
- Процессы памяти
- Психологические особенности и развитие памяти младших школьников
- Понятие познавательной сферы
- Психические явления, обеспечивающие познание человеком окружающей действительности с целью наиболее эффективной адаптации к ней или ее изменения в соответствии с потребностями.
- Понятие о мышлении
- К основным формам мышления относят понятие, суждение и умозаключение.
- Виды мышления
- Психологические особенности мышления и речи младших школьников
- Физиологические основы внимания
- Характеристика рассеянности внимания
- Понятие о воле
- Структура волевого акта
- Физиологические механизмы ощущений
- Индивидуальный стиль деятельности педагога
- Свойства ощущений
- Понятие о психодиагностике
- Этапы диагностической работы
- Физиологические основы восприятия
- Младший школьный возраст как объект внимания психологов
- Развитие личности в младшем школьном возрасте
- Виды восприятия
- Краткая характеристика психического развития в дошкольном детстве
- Классификация методов психологии
- Основные способы возникновения воображения
- Особенности развития эмоциональной, волевой и мотивационной сферы.
- Виды воображения
- Предмет психологии
- Понятие психики. Связь психики с работой мозга
- Отрасли психологии
- Принципы психологии
- Этапы диагностической работы
- Подростковый возраст
- Этапы психологического исследования
- Принципы психологии
- Задачи психологии
- Индивидуализация обучения
- Индивидуальный подход в воспитании
- Развитие психики
- II. Стадия перцептивной психики
- Сущность педагогического взаимодействия
- Педагогическое взаимодействие —
- Тесты и тестирование
- Сущность и роль речи в познании
- Операции мышления
- Стадиальность психического развития
- Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину