logo
ПСИХОЛОГИЯ ШПОРЫ

Педагогические способности

Успех в деле обучения и воспитания школьников требует на­личия у учителя профессионально-значимых качеств личности. В структуре профессионально значимых качеств личности учителя различаются четыре подструктуры (или четыре блока, как их именуют некоторые психологи): 1. Коммунистическое мировоззре­ние, убеждения и идеалы, высокий моральный облик, высокий уровень общей культуры. Для учителя это действительно профес­сионально необходимые качества, так как осуществлять комму­нистическое воспитание детей может лишь тот, кто сам комму­нистически воспитан. 2. Положительное отношение к педагогиче­ской деятельности, педагогическая направленность личности, пе­дагогические склонности, т. е. устойчивое желание и стремление посвятить себя педагогической работе. И это — профессионально необходимое качество личности, так как не может быть хорошим учителем тот, кто равнодушно и безразлично относится к своей работе. 3. Педагогические способности (о них речь будет идти специально). 4. Профессионально-педагогические знания, умения и навыки. Педагогические способности как раз и реализуются в педагогических знаниях и умениях, определяя быстроту и легкость овладения ими.

Итак, успех а деле обучения и воспитания школьников требует от обучающего и воспитывающего человека передового мировоззре­ния, высоких нравственных качеств, высокого уровня знаний, про­фессиональных умений и навыков, высокого уровня общей куль­туры и педагогической направленности. Однако одного этого мало. Необходимы и некоторые специфические психологические особен­ности личности, относящиеся как к умственной, так и к эмоцио­нальной и волевой сферам личности (они тесно связаны, влияют друг на друга и образуют единое целое). Эти особенности соот­ветствуют требованиям, которые предъявляет человеку педагоги­ческая деятельность, и поэтому влияют на ее успешность. Педа­гогическими способностями и называется совокупность индивиду­ально-психологических особенностей личности, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Педагогические способности — это своего рода «проекция педагогической деятельности на лич­ность». Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности — это особенности личности, а педагогические умения — это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне (например, мы говорим: «умение педагогически грамотно провести опрос учащихся», «умение применить техниче­ские средства обучения», «умение организовать и провести экскур­сию на завод», «педагогическая наблюдательность», «педагогиче­ское воображение»).

Педагогические способности — очень сложная, слитная и мно­гогранная психологическая категория. Однако в структуре педа­гогических способностей можно выделить ряд существенных ком­понентов, своего рода частных способностей. Исследования психо­логов позволили выделить целый ряд таких частных педагогиче­ских способностей. Здесь надо иметь в виду принцип компенсации. Если в структуре педагогических способностей какой-либо компо­нент развит недостаточно, то это может быть компенсировано усиленным развитием других компонентов. Каждый компонент мы проиллюстрируем соответствующими типичными высказываниями школьников. Высказывания школьников, полученные в результате очень тактично проведенного исследования, показывают, как уча­щиеся оценивают те или иные качества учителей, что, с точки зрения школьников, способствует авторитету и успеху работы учителя и что мешает этому.Условно все педагогические способности можно подразделить на 3 группы — личностные (связанные с отношением к детям), дидактические (связанные с передачей информации детям) и орга­низационно-коммуникативные (связанные с организаторской функ­цией и общением). Личностные способностиРасположенность к детям. Это основной стержень в структуре педагогических способностей. Под ним понимается разумная лю­бовь и привязанность к детям, желание и стремление работать и общаться с ними. Расположенность учителя к детям выражается в чувстве глубокого удовлетворения от педагогического общения с ними, от возможности проникнуть в своеобразный детский мир, во внимательном, доброжелательном и чутком отношении к ним (не перерастающем, однако, в мягкотелость, уступчивость, без­ответственную снисходительность и сентиментальность), в*искрен-ности и простоте обращения с ними.Дидактические способностиСпособность объяснять. Это способность делать свою мысль максимально понятной для другого, пояснять и разъяснять труд Дидактические способности

Способность объяснять. Это способность делать свою мысль максимально понятной для другого, пояснять и разъяснять труд.Организационно-коммуникативные способности

Организаторские способности.. Они проявляются в двух видах. Во-первых, в способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач, предоставив ему разумную степень инициативы и самостоятельности. Во-вто­рых, в способности правильно организовать собственную работу, что предполагает аккуратность и четкость, умение планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. У опытных учи­телей вырабатывается своеобразное чувство времени — умение правильно распределять работу во времени, укладываться в наме­ченные сроки. Коммуникативная способность

Педагогическая наблюдательность. Это способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, проницательность, свя­занная с тонким пониманием личности ребенка и его временных психических состояний.

Педагогический такт. Он проявляется в способности находить наиболее целесообразные меры воздействия на учащихся, Прини­мая во внимание их возрастные и индивидуальные особенности, и в зависимости от конкретной ситуации.

Суггестивная способность (в переводе с латинского — «осно­ванная на внушении»). Это способность эмоционально-волевого воздействия на учащихся, способность предъявлять требования и добиваться безусловного их выполнения.

Педагогическое воображение. Оно выражается в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением, что и при каких условиях получится из ученика в будущем, в способности прогно­зировать развитие тех или иных его качеств.

Понятие о деятельности

Нормальное состояние человека, если только он не спит, активное, деятельное состояние Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят — трудится, учите занимается спортом, играет, общается с людьми, читает и т. \ Словом, он проявляет активность — внешнюю (движения, операции, мышечные усилия) или внутреннюю (психическая активность, которая наблюдается даже у неподвижного человека, ког да он размышляет, читает, припоминает и т. д.). Однако разл! чать внешнюю и внутреннюю активность можно лишь условй* Как показали исследования, работа мысли даже тогда, когда че ловек внешне не проявляет активности, связана с речедвигатель ными микродвижениями (которые можно зарегистрировать). Т<* что мы называем «мышлением про себя», есть проговаривани «про себя», так как мышление взрослого нормального человека существует в речевой форме. Поэтому любая деятельность чело­века всегда связана с. внешним движением, движением его мышц.:

Деятрльность — это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удов­летворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.

Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познает окружающий мир. Деятельность создает материальные условия жизни человека, без которых он не может существовать, — пищу, одежду, жилище. В процесс деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, музыка, живопись. В процессе деятельности человек изменяет окружающую действительность, своим трудом преобразует ок-' ружающий мир: пустыни становятся цветущими садами, реки из­меняют руслО и направление, в тундре и тайге возникают города. Деятельность человека формирует и изменяет его самого, его во-лкххарактер, способности.

/Деятельность человека принципиально отличается от поведе­ния животных, даже если это поведение достаточно сложно. Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер — человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит ре­зультат. Во-вторых, деятельность человека связана с изготовле­нием, употреблением и хранением орудий труда. В-третьих, дея­тельность человека носит общественный характер, она осуществля­ется, как правило, в коллективе и для коллектива.

Деятельность определяется (детерминируется) общественно-историческими условиями. В зависимости от требований обще­ства деятельность человека приобретает различный характер. Рассмотрим, например, трудовую деятельность человека. Во все времена и эпохи человек занимался трудовой деятельностью. Но в условиях капиталистического общества трудящийся человек становится придатком машины, и его деятельность направляется капиталистом только на то, чтобы получить большую прибыль.

В нашей стране в связи с изменением общественных условий сама трудовая деятельность все больше и больше становится по­требностью человека, в ней раскрываются лучшие стороны лич­ности советских людей. Они познают счастье труда.

Изменился и характер такого вида деятельности, как учение. Дореволюционная школа учила, молодое поколение тому, что необходимо было для закрепления господства класса угнетате­лей. А само учение носило характер зубрежки и муштры. Учение в советской школе носит совсем иной характер. Оно дает знания, необходимые человеку для выполнения своего общественного дол­га — труда на общую пользу. А само обучение носит развиваю­щий характер, оно ориентировано на формирование у школьни­ков активного, самостоятельного, творческого мышления.

Необходимые условия человеческой деятельности — психические процессы. Они являются, с одной стороны, обязателТГЙ6'н~ха-рактеристнкон всякой деятельности человека: играет ли ребёнок, учится ли школьник, трудится ли человек — всегда все виды дея­тельности неразрывно связаны с вниманием, восприятием, памя­тью, мышлением, воображением, без которых не может осуще­ствляться никакая деятельность человека. С другой стороны, все психические процессы протекают, формируются и регулируются в деятельности. Так осуществляется взаимосвязь психических процессов и деятельности человека.