logo
ПСИХОЛОГИЯ ШПОРЫ

Младший школьный возраст как объект внимания психологов

Как отмечалось выше, в психологии существуют разные взгляды на критерии возрастной периодизации и выделение временных границ возраста. Интересуе­мый нас период развития человека (с 6 (7) до 10 (11) лет) в разных психологиче­ских теориях обозначается по-разному: как среднее детство (Г. Крайг, А. А. Реан), латентная стадия (3. Фрейд, Э. Эриксон), младший школьный возраст (Д. Б. Элько-нин). В соответствии с традицией, сложившейся в отечественной науке, мы бу­дем придерживаться последнего обозначения. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ —период жизни человека от 6 (7) до 10 (11) лет, приходящийся на начальный этап обучения в школе. Данный возрастной период называют вершиной детства, так как ребенок по-пре­жнему проявляет многие детские качества: наивность, спонтанность, игривость. Но в то же время у него начинают появляться большая произвольность, сдержан­ность, логика, он в большей степени осознает свое поведение, способен сравнивать себя с другими детьми. Это обусловлено тем, что с поступлением в школу ребенку со стороны общества предъявляются более «серьезные задачи». О том, что социальные требования к ребенку с началом обучения в школе возрастают, свидетельствует тот факт, что школьное обучение регламентировано учебными программами, требовани­ями педагогов, организацией самой учебной деятельности. В дошкольном детстве, при всей его регламентации, у ребенка намного больше возможностей для проявле­ния спонтанности, непроизвольности. Учебная деятельность смещает акцент с «хочу» в поведении ребенка к «надо». Для лучшего осознания этого, рассмотрим особенно­сти социальной ситуации развития ребенка при поступлении в школу.

В отечественной психологии часто вхождение ребенка в младший школьный воз­раст связывают с переживанием кризиса 7 лет.

При этом существуют, по крайней мере, два подхода к определению границ кризи­са 7 лет: 1) кризис наблюдается после поступления ребенка в школу и является след­ствием новой ситуации развития и занятием новой деятельности; 2) кризис обуслов­лен несоответствием внутренних запросов и наличной ситуации развития, его воз­растные границы очень индивидуальны.

По мнению И. Ю. Кулагиной, независимо от того, когда ребенок пошел в школу, к 6 или 7 лет, он переживает кризис, который может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Автор замечает, что если «кризис 3 лет был связан с осозна­нием себя как активного субъекта в мире предметов», то при кризисе 7 лет ребенок «приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции — позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. И пусть желание занять >го новое место в жизни появилось у ребенка не в самом начале обучения, а на год позже, все равно формирование соответствующей внутренней позиции коренным "фразой меняет его самосознание».

Основной психологический вывод, который следует из переживания ребен­ком кризиса 7 лет, сводится к тому, что он готов к усвоению новых требований и что существующая система отношений не совсем его устраивает. Он как бы спрашивает: «Я готов к решению новых задач и что вы мне, в этой связи, може­те предложить?». Эта позиция непосредственно отражается на социальной си­туации развития младшего школьного возраста.

Одно из важнейших побуждений ребенка, которое наблюдается у него в конце дош­кольного возраста, связано со стремлением «быть взрослым». Физическое и психофизиологическое развитие младшего школьникаФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ —созревание физиологических, сенсорных и двигательных функций организма.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ —формирование нейронных механизмов психических процессов и состояний.При анализе физического развития ребенка важно знать ряд закономерностей которые получены в результате исследования детей.

1. В более раннем возрасте физическое развитие ребенка идет интенсивнее; пс мере взросления ребенка, темп его развития замедляется.

2. Физическое развитие идет неравномерно, в одни периоды особенно интенсив но, в другие — относительно постепенно.

3. Каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе, поэтому часто на­блюдается неравномерность и непропорциональность в развитии различных частей тела.

В плане физического развития младший школьный возраст называют периодом второго округления: по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и за­метно увеличивается вес. Значительно развивается костная система младшего школьника. Окостенению подвергается скелет, хотя полностью этот процесс еще не завершается. По мере уве­личения тела в продольном и поперечном размерах происходит удлинение костей. Развитие костной системы отражается на зубах ребенка. В начале периода дети те­ряют молочные зубы, а на смену им появляются первые постоянные. Идет интенсивное развитие мышечной системы, увеличивается сила мышц. В этот период совершенствуется вся нервная система, интенсивно развиваются фун­кции больших полушарий головного мозга (кора начинает играть более значимую роль, чем подкорка), усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры. Изменяется взаимоотношение процес­сов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения — младшие школьники в высокой степени возбудимы. Важной особенностью этого возрастного периода является уста­новление доминирования и подчинения в системе межполушарных отношений. Счи­тается, что в этом возрасте у праворуких детей устанавливается доминирование функ­ций левого полушария, что создает условия для формирования и функционирования абстрактного мышления, развития возможности произвольной осознанной регуляции своего поведения и высших психических функций.