Направленность в структуре личности
При рассмотрении проблем личности ученые часто обращаются к рассмотрению <;е структуры, под которой понимается относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования
В отечественной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой структура личности. Например, известны подходы С Л Рубинштейна, К К. Платонова, А. Г. Ковалева, Б. Г. Ананьева и др. С. Л. Рубинштейн в структуре личности выделяет:
□ направленность;
□ знания, умения и навыки;
□ индивидуально-типологические особенности К. К. Платонов:
□ подструктура направленности;
□ подструктура социального опыта;
□ подструктура форм отражения;
□ биологически обусловленная подструктура А. Г. Ковалев:
□ направленность;
□ возможности;
□ характер;
□ система упражнений. Б. Г. Ананьев:
□ первичные личностные свойства (к ним относятся социальный статус, социальные функции-роли, цели и ценностные ориентации);
□ вторичные личностные свойства (мотивация, социальное поведение, мировоззрение);
□ характер и склонности как результат интеграции первичных и вторичных личностных свойств.
Таким образом, во всех рассмотренных подходах отечественных ученых в качестве отдельного компонента структуры личности выделяется направленность или мотивация. При этом большинство психологов именно направленность рассма-фивают в качестве ведущего компонента структуры личности. Направленность .шняется сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим.
В разных концепциях направленность определяется и толкуется по-разному: кик «динамическая тенденция» (С. Л. Рубинштейн), как «смыслообразующий мотив» (Л Н. Леонтьев), как «доминирующее отношение» (В. Н. Мясищев), как «основная жизненная направленность» (А. С. Прангишвили).
Мы будем исходить из следующего определения направленности личности.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ —
совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.
Приведенное определение понятия «направленность личности» часто совпадает
• некоторыми другими понятиями. Поэтому определим также такие понятия, как
• могивационная сфера», «мотивация» и «мотив». При решении этой задачи будем '.•жироваться на позиции одного из известных российских исследователей проблем мотивации Е. П. Ильина.
МОГИВАЦИОННАЯ СФЕРА —
сложная система разнохарактерных мотивов (потребностей, интересов, клонностей и т. п.), отражающих различные стороны социальной деятельности человека и его социальные роли.
МОТИВАЦИЯ —
- Психологические характеристики сознания
- Психологические особенности развития и формирования самосознания младших школьников
- Индивидуальные особенности внимания младших школьников
- Психологическая готовность в структуре общей готовности к обучению
- Виды психологической готовности
- Следующие виды:
- Направленность в структуре личности
- 1) Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность; 2) процесс формирования мотива.
- Акцентуации характера
- Структура характера
- Человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
- Современные теории личности
- Свойства темперамента
- Физиологические основы темперамента
- Типы и причины педагогических конфликтов
- Стадии протекания конфликта
- Волевые качества личности
- Понятие о воображении
- Психологические особенности и развитие воображения младших школьников
- Физиологические механизмы эмоций и чувств
- Понятие о восприятии
- Свойства восприятия
- Особенности и развитие восприятия младших школьников
- Биологическое и социальное в личности
- Привычки
- Педагогические способности
- Понятие эмоций и чувств в психологии
- Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы младших школьников
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Понятие о характере
- Формы направленности личности
- Убеждение-система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
- Понятие о способностях
- Природа способностей
- Виды способностей
- Развитие способностей у младших школьников
- Функции сознания:
- Понятие о памяти
- Виды памяти
- Процессы памяти
- Психологические особенности и развитие памяти младших школьников
- Понятие познавательной сферы
- Психические явления, обеспечивающие познание человеком окружающей действительности с целью наиболее эффективной адаптации к ней или ее изменения в соответствии с потребностями.
- Понятие о мышлении
- К основным формам мышления относят понятие, суждение и умозаключение.
- Виды мышления
- Психологические особенности мышления и речи младших школьников
- Физиологические основы внимания
- Характеристика рассеянности внимания
- Понятие о воле
- Структура волевого акта
- Физиологические механизмы ощущений
- Индивидуальный стиль деятельности педагога
- Свойства ощущений
- Понятие о психодиагностике
- Этапы диагностической работы
- Физиологические основы восприятия
- Младший школьный возраст как объект внимания психологов
- Развитие личности в младшем школьном возрасте
- Виды восприятия
- Краткая характеристика психического развития в дошкольном детстве
- Классификация методов психологии
- Основные способы возникновения воображения
- Особенности развития эмоциональной, волевой и мотивационной сферы.
- Виды воображения
- Предмет психологии
- Понятие психики. Связь психики с работой мозга
- Отрасли психологии
- Принципы психологии
- Этапы диагностической работы
- Подростковый возраст
- Этапы психологического исследования
- Принципы психологии
- Задачи психологии
- Индивидуализация обучения
- Индивидуальный подход в воспитании
- Развитие психики
- II. Стадия перцептивной психики
- Сущность педагогического взаимодействия
- Педагогическое взаимодействие —
- Тесты и тестирование
- Сущность и роль речи в познании
- Операции мышления
- Стадиальность психического развития
- Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину