logo
ПСИХОЛОГИЯ ШПОРЫ

Этапы диагностической работы

Диагностика причин и степени развития психического явления или нарушения не является самоцелью, она всегда подчинена главной задаче — разработке рекомендаций по дальнейшему развитию ребенка или коррекции этого развития. Один из основных принципов психологии — принцип единства диагностики и коррекции: диагностика без последующей коррекции не имеет смысла, а коррекция без предварительной психодиагностики не может быть построена верно. Именно поэтому диагностическая и коррекционная работа всегда проводятся в непрерывном единстве.

Этапы осуществления диагностико-коррекционной (развивающей) работы:

□ изучение практического запроса;

□ формулировка психологической проблемы;

□ выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений;

□ выбор методов исследования;

□ использование методов;

□ формулировка психологического диагноза;

□ разработка рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы;

□ осуществление этой программы;

□ контроль за ее выполнением.

Практический запрос может поступить от родителей, педагогов, от самого ребен­ка. Содержание запроса может не совпадать с истинной психологической пробле­мой. Выбор методов исследования весьма сложный и ответственный этап. При подборе метода (составлении батареи психодиагностических методик) следует учитывать цель обследования, возраст испытуемого и его жизненный опыт, условия а которых осуществляется его обучение и воспитание, способность к установлению вербального контакта, общительность и адаптированность ребенка к условиям обследования. После проведения психодиагностических методик производится обработка и интерпретация полученных данных, ставится психологический диагноз.

Слово «диагноз» в переводе с греческого обозначает «распознавание» «определение».

ПСИХОДИАГНОЗ-конечный результат деятельности психодиагноста, направленный на выяснение

сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Предмет психологического диагноза — установление индивидуальных психо­логических различий в норме и патологии. Психологический диагноз характеризует состояние психики в данный момент, это срез, отражающий актуальное состояние психики. Но диагноз не должен ограничиваться констатацией наличного, он должен включать анализ причинно-следственных отношений и дальнейший прогноз.

Проблему постановки психологического диагноза неоднократно рассматривал Л. С. Выготский. Он подчеркивал, что диагноз должен не только определять уровень достигнутого, актуального развития, но и исследовать зону «ближайшего развития», т. е. характеризовать состояние ребенка «как со стороны созревшего, так и несозревшего процесса». Он же выделял следующие виды психологических диагнозов:

1. СИМПТОМАТИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ ограничивается констатацией определен­ных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Л. С. Выготский считал, что этот вид диагноза не является научным. Установление симптомов никогда не может автоматически привести к правильному диагнозу.

2. ЭТИОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ учитывает не только наличие определенных особенностей, но и причины их возникновения.

3. ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ заключается в определении места и значения полученных данных в целостной динамической картине личности.

Диагноз в психодиагностике может быть также поставлен на основе констата­ции наличия или отсутствия какого-либо признака. В этом случае получаемые при диагностике данные об индивидуальных особенностях психики испытуемого соотносятся с нормой или каким-то критерием. Диагноз, позволяющий находить место испытуемого по выраженности тех или иных качеств среди членов группы. Для этого следует провести сравнение, ранжирование, введение показателей высокого, среднего и низкого уровней развития изучаемых особенностей путем соотношения полученных данных с критерием.

После постановки диагноза необходимо разработать программу коррекции или развития.

Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, определяемого исходя из понятия «зона ближайшего развития». Как правило, программы коррекции и развития включают в себя психологическую и педагогичес­кую части. Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомен­даций, совместно с психологом и выполняется педагогом и родителями под постоян­ным наблюдением психолога. В качестве методов педагогической коррекции могут быть использованы специально организованные игры и упражнения. Чаще педагоги и родители привлекаются для осуществления коррекционно-развивающей работы в познавательной сфере. Коррекция личностной сферы, как правило, требует особых знаний и умений и осуществляется психологом.

РАЗВИВАЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ — приемы работы психолога, направленные на формирование способностей, возможностей, интересов в соот­ветствии с представлениями о некоторой «правильной» модели развития. Необходи­мо ориентироваться на максимально полное использование возможностей каждого возраста, а не «перескакивание» через определенные периоды.

ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ МЕТОДЫ — средства и способы работы психолога, направленные на исправление недостатков в развитии тех или иных психоло­гических характеристик человека.

К основным формам психокоррекционной и развивающей работы можно отнести:

□ развивающее занятие — комплекс игр и упражнений, направленный на сти­мулирование активности познавательных процессов;

□ психологические игры и упражнения — метод групповой работы, в котором моделируются какие-либо ситуации. Использование этого метода существен­но сокращает время приобретения социального опыта;

□ тренинги — формы групповой работы, направленные на развитие навыков общения, саморегуляции, профессиональных умений.