Отрасли психологии
С каждым годом возрастает роль психологии в решении актуальных задач общества. Поэтому неслучайно, что в рамках психологической науки выделяют многочисленные отрасли. Многие из них в настоящее время представляют собой отдельные науки. Укажем предмет изучения лишь некоторых психологических наук.
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ — базисная психологическая наука, предметом которой выступают основные свойства и общие закономерности психики и сознания.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ изучает психологические явления, возникающие в связи с включенностью человека в определенные социальные группы и психологические характеристики самих этих групп.
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ исследует закономерности психического развития людей на различных возрастных этапах.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — выявляет психологические особенности и закономерности воспитания и обучения подрастающего поколения.
ПСИХОДИАГНОСТИКА разрабатывает методы измерения психических процессов и индивидуально-психологических особенностей личности.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ изучает физиологические основы возникновения и проявления психических явлений.
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ исследует индивидуальные различия между людьми.
Данный список можно продолжить. Следует указать, что многие отрасли возникают на стыке научных проблем. Так в последнее время можно встретить исследования в рамках социальной педагогической психологии, дифференциальной психофизиологии, психодиагностики личности и т. д. С другой стороны наблюдается интеграция наук, и все чаще можно встретить исследования по комплексным проблемам человекознания. В любом случае, как дифференциация, так и интеграция психологических дисциплин ведет к прогрессу всей психологии.
- Психологические характеристики сознания
- Психологические особенности развития и формирования самосознания младших школьников
- Индивидуальные особенности внимания младших школьников
- Психологическая готовность в структуре общей готовности к обучению
- Виды психологической готовности
- Следующие виды:
- Направленность в структуре личности
- 1) Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность; 2) процесс формирования мотива.
- Акцентуации характера
- Структура характера
- Человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
- Современные теории личности
- Свойства темперамента
- Физиологические основы темперамента
- Типы и причины педагогических конфликтов
- Стадии протекания конфликта
- Волевые качества личности
- Понятие о воображении
- Психологические особенности и развитие воображения младших школьников
- Физиологические механизмы эмоций и чувств
- Понятие о восприятии
- Свойства восприятия
- Особенности и развитие восприятия младших школьников
- Биологическое и социальное в личности
- Привычки
- Педагогические способности
- Понятие эмоций и чувств в психологии
- Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы младших школьников
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Понятие о характере
- Формы направленности личности
- Убеждение-система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
- Понятие о способностях
- Природа способностей
- Виды способностей
- Развитие способностей у младших школьников
- Функции сознания:
- Понятие о памяти
- Виды памяти
- Процессы памяти
- Психологические особенности и развитие памяти младших школьников
- Понятие познавательной сферы
- Психические явления, обеспечивающие познание человеком окружающей действительности с целью наиболее эффективной адаптации к ней или ее изменения в соответствии с потребностями.
- Понятие о мышлении
- К основным формам мышления относят понятие, суждение и умозаключение.
- Виды мышления
- Психологические особенности мышления и речи младших школьников
- Физиологические основы внимания
- Характеристика рассеянности внимания
- Понятие о воле
- Структура волевого акта
- Физиологические механизмы ощущений
- Индивидуальный стиль деятельности педагога
- Свойства ощущений
- Понятие о психодиагностике
- Этапы диагностической работы
- Физиологические основы восприятия
- Младший школьный возраст как объект внимания психологов
- Развитие личности в младшем школьном возрасте
- Виды восприятия
- Краткая характеристика психического развития в дошкольном детстве
- Классификация методов психологии
- Основные способы возникновения воображения
- Особенности развития эмоциональной, волевой и мотивационной сферы.
- Виды воображения
- Предмет психологии
- Понятие психики. Связь психики с работой мозга
- Отрасли психологии
- Принципы психологии
- Этапы диагностической работы
- Подростковый возраст
- Этапы психологического исследования
- Принципы психологии
- Задачи психологии
- Индивидуализация обучения
- Индивидуальный подход в воспитании
- Развитие психики
- II. Стадия перцептивной психики
- Сущность педагогического взаимодействия
- Педагогическое взаимодействие —
- Тесты и тестирование
- Сущность и роль речи в познании
- Операции мышления
- Стадиальность психического развития
- Периодизация психического развития по д. Б. Эльконину